Информация для поступающих

АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИЕМЕ НА БАЛЕТМЕЙСТЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

творческой и профессиональной направленности 
по направлению «Хореографическое искусство»
по профилям «Педагогика балета», «Искусство балетмейстера», «Хореограф фигурного катания»

Поступающие на балетмейстерский факультет сдают следующие вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

1. Искусство хореографии (творческое практическое испытание)
2. Собеседование (устно)

Задача проводимых вступительных испытаний выявить уровень подготовки поступающего в соответствии с требованиями ВУЗа. В ходе вступительного испытания поступающий должен продемонстрировать природные данные, а также уровень владения профессиональными навыками и профессиональный кругозор.

ИСКУССТВО ХОРЕОГРАФИИ (творческое практическое испытание)

Цель вступительного испытания состоит в выявлении знаний и навыков в области техники хореографического искусства, пластической выразительности, актерского мастерства, музыкальности, методической точности выполнения каждого движения и других профессионально - исполнительских качеств. Испытание включает в себя практическое проведение самостоятельно разработанного урока, во время показа которого выявляются способности к педагогической профессии, знания методического построения урока, умение четко объяснять учебное задание, осуществлять профессиональный показ комбинаций; либо показ двух оригинальных танцевальных номеров (или фрагментов балета), постановку этюда на заданную музыку (импровизация) и предоставление либретто, что помогает выявить способность поступающих мыслить музыкально - хореографическими образами, находить хореографические характеристики образов и композиционное решение.

Вступительное испытание состоит из 2 разделов:

1. Исполнительское мастерство: классический танец (экзерсис у станка; экзерсис на середине; allegro); народно-сценический танец (экзерсис у станка; элементы и комбинации различных народно-сценических танцев на середине); историко-бытовой танец (композиции исторических танцев различных эпох).
Поступающий должен продемонстрировать профессиональную технику исполнения.

2. Методический или постановочный показ:

- методический показ содержит: сочинение комбинации у станка на заданную тематику экзерсиса по предложенному классу обучения; сочинение комбинации на середине зала на заданную тему по предложенному классу обучения; сочинение комбинации маленьких прыжков по выбору экзаменаторов по предложенному классу обучения; сочинение комбинации средних прыжков по предложенному классу обучения; сочинение комбинации больших прыжков по предложенному классу обучения

- постановочный показ содержит: исполнение собственных сочинений и импровизацию (показ двух произведений собственного сочинения; импровизация на предложенную музыку; либретто исполняемых произведений в письменном виде).

СОБЕСЕДОВАНИЕ (устно)

Собеседование ставит своей целью дальнейшее выявление профессиональных качеств поступающих, их интеллектуального уровня и культурного кругозора, художественного вкуса, знаний в области истории хореографического искусства, литературы, музыки, живописи, теории и методики преподавания хореографических дисциплин. Собеседование также включает в себя проверку знаний по музыкальной грамоте (элементарной теории музыки).

Примерный список вопросов:
3. Ж.Ж.Новерр
4. Балет эпохи романтизма
5. Хореографы западного балета ХХ века
6. М.Петипа
7. Балеты П.Чайковского
8. А.Горский
9. М.Фокин и «Русские сезоны»
10. Художники в балетном театре
11. Выдающиеся актеры русского дореволюционного балетного театра
12. Пушкин и балетный театр
13. Балеты С.Прокофьева
14. Р.Захаров
15. Л.Лавровский
16. Ю.Григорович
17. В. Бурмейстер
18. А.Ваганова
19. Выдающиеся актеры русского балета (послереволюционный период)
20. К.Станиславский и В.Немирович-Данченко
21. Драматургия Н.Гоголя
22. Драматургия А.Островского
23. Драматургия А.Чехова
24. Драматургия Л.Толстого
25. Актеры драматического русского театра
26. Режиссеры драматического русского театра
27. Основные свойства музыкального звука
28. Звукоряд. Основные ступени звукоряда
29. Нотный стан. Обозначение звука. Две системы названия звуков
30. Скрипичный и басовый ключи
31. Диапазон. Регистр
32. Диатонические и хроматические полутоны. Знаки альтерации
33. Энгармонизм звуков
34. Метр в музыке
35. Понятие музыкального размера
36. Ритм в музыке
37. Знаки увеличения нотных длительностей
38. Основные принципы группировки длительностей
39. Затакт. Его значение
40. Темп в музыке. Основные обозначения
41. Интервалы. Их ступеневая и тоновая величина
42. Интервалы простые и составные
43. Понятие консонанса и диссонанса
44. Обращение интервалов
45. Понятие аккорда в музыке
46. Трезвучия и их обращения
47. Понятие лада в музыке. Ступени лада
48. Устойчивые и главные ступени лада
49. Мажорный лад и его разновидности
50. Минорный лад и его разновидности
51. Понятие тональности в музыке
52. Способы определения тональности произведения
53. Динамические оттенки
54. Значение мелодии в музыке
55. Понятие фактуры в музыке. Типы фактуры
56. Знаки сокращения нотного письма
57. В каких средствах массовой информации и как освещаются проблемы искусства и культуры?
58. Какие направления в искусстве ХХ века вам известны?
59. О каких достижениях культуры ХХ века вам известно?
60. Современные направления хореографии (хореографы, исполнители)
61. Творчество Л.Бетховена
62. Творчество В.Моцарта
63. Творчество Л.Минкуса
64. Творчество П.Чайковского
65. Творчество С.Прокофьева
66. Творчество А.Хачатуряна
67. Творчество Д.Шостаковича
68. Балетная музыка 10-20 годов ХХ века
69. Балетная музыка середины ХХ века
70. Балетная музыка 70–80 годов ХХ века
71. Художники группы «Мир искусства» и «Русских Сезонов» Дягилева

Предлагаемый список литературы

1. Бахрушин Ю. История русского балета М., 1976
2. Блок Л.Д. Классический танец. М., 1987
3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Первые три года обучения. Л., 1983
4. Базарова Н. Классический танец. Л., 1984 
5. Бахрушин Ю. История русского балета, М., 1977
6. Ваганова А. Основы классического танца. Л., 1980
7. Валукин Е.П. Система мужского классического танца, М., ГИТИС, 1999
8. Валукин М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танцк, М., ГИТИС, 2006
9. Костровицкая В. Классический танец. Слитные движения. М., 1961
10. Костровицкая В. Сто уроков классического танца. Л., 1981
11. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л., 1976
12. Мессерер А. Уроки классического танца. М., 1967
13. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М. -Л., 1940
14. Музыка и хореография современного балета: сборник. Л., 1974

Литература по музыке

1. Долматов Н. Музыкальная грамота и сольфеджио, М., Музыка. 1965
2. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.: Музыка, 2013. 
3. Кандинский А., Аверьянова О. Орлова Е. Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. Вып.3 — М.: Музыка, 2004.

 

Контакты балетмейстерского факультета

Телефон: +7 (495) 623-65-04
E-mail: ballet@gitis.net

Балетмейстерский факультет находится по адресу:
Москва, Неглинная улица, дом 6