О балетмейстерском факультете

dancer1klass ballerina 

Москва, Неглинная улица, дом 6
телефон (495) 623-65-04

 

 


Заведующий кафедрой хореографии ГИТИС и Художественный руководитель балетмейстерского факультета ГИТИС, Народный артист СССР - профессор Вячеслав Михайлович Гордеев.

Декан балетмейстерского факультета - Кружалов Андрей Борисович

Сегодня на кафедре хореографии работа ведется в мастерских:

профессора О. Тарасовой,
профессора Н. Семизоровой,
профессора Я. Сеха и профессора Т. Тучниной,
профессоров Л.М. Таланкиной, М.Л. Лавровского, Н.И. Сорокиной.

Балетмейстерский факультет имеет два отделения:

  • балетмейстерское
  • педагогическое

Балетмейстерское отделение готовит режиссеров-постановщиков для театров оперы и балета, театров оперетты и музыкальной комедии, а также для хореографических коллективов, ансамблей народного танца и эстрады.

Отделение педагогов готовит преподавателей для хореографических училищ по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому, современному бальному танцу, дуэтному танцу, а также педагогов-репетиторов для музыкальных театров и концертных организаций.

Срок обучения - балетмейстеров - 5 лет, педагогов - 4,5 года.

Форма обучения - очная, заочная.

 

История балетмейстерского факультета

Мысль об организации высшего хореографического образования на базе Большого театра возникла в первые годы после революции 1917 года у А.Горского, тогда руководившего московской балетной труппой. К сожалению, она тогда осталась не осуществленной. И только осенью 1946 года на режиссерском факультете ГИТИСа (зав. кафедрой режиссуры Ю.Завадский) была создана кафедра хореографии. Поддержку этому начинанию оказала столичная театральная общественность, известные деятели московских театров - Е.Гельцер, В.Тихомиров, В.Кригер, Ю.Файер.

Возглавил кафедру хореографии Р.Захаров. Его идеи поддержал и помог в их осуществлении А.Шатин. Были приглашены к сотрудничеству выдающиеся мастера хореографического искусства - Л.Лавровский, Ю.Бахрушин, Н.Тарасов, Т.Ткаченко, А.Цейтлин, М.Васильева-Рождественская. Ими были заложены основы вузовского хореографического образования, разработаны учебные планы и программы по обучению балетмейстеров. С первых же шагов учебный процесс был ориентирован на широкий спектр дисциплин - как общеобразовательных, так и специальных. Объем специальных дисциплин создавал профессиональную основу, обеспечивающую выпуск образованных, квалифицированных балетмейстеров-постановщиков. Среди предметов были такие профилирующие дисциплины, как искусство балетмейстера, методика и композиция классического танца, исторический танец, характерный танец, чтение клавира, теория музыки, мастерство актера и режиссера, история театра и балета, курсы по истории искусств.

Воспитанники кафедры хореографии вскоре заняли ведущее положение во многих оперно-балетных театрах, возглавили известные творческие коллективы. Спектакли первых выпускников ГИТИСа вошли в историю отечественного хореографического искусства и стали заметным явлением в художественной жизни нашей страны. Творчество А.Лапаури, Ю.Жданова, В.Гривицкаса, А.Варламова, О.Дадишкилиани, К.Джапарова, Г.Валамат-Заде, А.Чичинадзе, Е.Чанги, И.Смирнова, и многих других талантливых балетмейстеров получило широкую известность. Многие балетные труппы ныне возглавляют выпускники кафедры: Б.Акимов, О.Виноградов, В.Гордеев, А.Петров, С.Радченко, А.Лейманис (Латвия), В.Бутримович, К.Шморгонер, В.Ковтун (Украина), Т.Таякина (Украниан), В.Галстян (Армения), Т.Хярм (Эстония), И.Сухишвили-Рамишвили (Грузия), К.Абрадович (Югославия), И.Блажек (Чехия), К.Панает (Албания), Нгуен Ван Хоен (Вьетнам), В.Бокадоро (Франция), П.Жарко (Югославия), Ф.Эзмазда (Египет), С.Алиция (Польша) и другие.

В 1958 году факультет открыл новую специализацию - педагог-балетмейстер. Работу по подготовке педагогических кадров возглавили прославленные мастера - Н.Тарасов, М.Семенова. Впервые в отечественной практике началась подготовка педагогов широкого профиля - по классическому, народно-сценическому, дуэтному, историко-бытовому танцам и фигурному катанию. Особое внимание в деле воспитания будущих педагогов отведено изучению методики преподавания профилирующих дисциплин, а также познанию основ педагогики и психологии, анатомии, основ балетной медицины и истории искусств. С этой целью были привлечены крупные специалисты - психологи, медики, искусствоведы: И.Иваницкий, И.Баднин, А.Гройсман, Н.Эльяш, К.Степанова. Дипломная практика выпускников проходит в академических хореографических училищах и оперно-балетных труппах в качестве педагогов и репетиторов. За десятилетия, прошедшие со дня открытия педагогической специализации, подготовлено множество педагогов-хореографов. Среди выпускников педагогической специализации ведущие педагоги страны и ближнего зарубежья - Е.Валукин, А.Херкуль, П.Пестов, В.Уральская, Я.Сех, Е.Аксенова, А.Прокофьев, М.Кондратьева, В.Кириллов, А.Богатырев, А.Фадеечев, Н.Тимофеева, Н.Семизорова, Н.Павлова, В.Никонов, М.Перетокин, М.Шарков, М.Валукин,А.Лагода, В.Парсегов, Л.Навицкайте, Г.Ситников, Э.Володин, А.Николаев, Б.Акимов, В.Лагунов, А.Горбацевич, Э.Власова, М.Кондратьева, А.Михальченко, И.Лиепа, В.Анисимов, В.Кременский, В.Кремнев, Ф.Гильфанов, Л.Кунакова, М.Дроздова, Т.Крапивина, И.Пяткина, Г.Степаненко, М.Леонова, В.Посохов, М.Ивата, В.Ахундов, С.Цой, Мун Хо и многие-многие другие, определяющие ныне уровень отечественной педагогики. Десятки выпускников сегодня являются ведущими педагогами и репетиторами в хореографических училищах и театрах страны. Многие воспитанники наших выпускников стали лауреатами престижных международных и отечественных балетных конкурсов.

Сегодня кафедру возглавляет Заведующий кафедрой хореографии ГИТИС и Художественный руководитель балетмейстерского факультета ГИТИС, Народный артист СССР, профессор Вячеслав Михайлович Гордеев.

За всю историю творческой жизни кафедры хореографии ГИТИС постоянно расширялся круг специализаций. Только за два последних десятилетия подготовлены выпуски балетмейстеров ансамблей народного танца (курсы Т.Устиновой, Л.Голованова, Ф.Хачатурян), балетмейстеров и педагогов современного и бального танца (курсы А.Шульгиной), балетмейстеров фигурного катания (курсы Л.Пахомовой, И.Бобрина).

Преподаватели кафедры хореографии ведут постоянный поиск новых методов обучения, из года в год пересматриваются учебные программы и планы, вводятся новые дисциплины: изучение образцов классического наследия, методики и композиции дуэтного танца, особенностей работы балетмейстера с дирижером и художником, а также танцевально-музыкальной литературы, балетов современных хореографов, драматургии балета, психологии художественного творчества. Ежегодно кафедрой проводятся практические семинары с приглашением отечественных и зарубежных мастеров.

Кафедрой хореографии ведется большая научная работа. Она является базовым научно-методическим центром нашей страны в области теории хореографического искусства.

Балетмейстерский факультет ГИТИСа закончили многие иностранные студенты. И можно сказать, что трудно найти страну, где бы ни работали выпускники балетмейстерского факультета. Многие из них основали новые танцевальные коллективы и труппы, осуществили яркие постановочные работы в таких странах, как США, Германия, Канада, Англия, Австралия, Франция, Китай, Болгария, Польша, Чехия, Словакия, Югославия, Египет, Япония, Ирак, Монголия, Вьетнам, Эфиопия, Мексика, Куба и другие. На балетмейстерском факультете успешно функционирует заочная форма обучения, предназначенная в основном для ведущих мастеров балетного театра, которые проявляют способности к постановочной и педагогической работе. Они получают высшее хореографическое образование без отрыва от исполнительской деятельности.

В последние годы получила развитие система целевого обучения для таких творческих коллективов, как Московского Государственного театра "Русский балет", Нижегородского театра оперы и балета, Саратовского хореографического училища, а также для национальных театров России - в республиках Марий-Эл, Башкортостан, Бурятия и другие. Руководство творческими мастерскими сегодня осуществляют известные деятели хореографии - Е.Валукин, Я.Сех, О.Тарасова, Н.Семизорова, Г.Малхасянц. Педагогический состав кафедры хореографии обладает большим научным потенциалом и уникальным опытом подготовки высококвалифицированных специалистов во многих областях хореографического творчества. Каждый педагог - это крупная творческая фигура, мастер своего дела. Сегодня на факультете преподают Н.Семизорова, Н.Сорокина, И.Ильичева, Т.Тучнина, Г.Иноземцева, Л.Сизова, А.Гройсман, М.Андреева, В.Уткин, А.Дементьева, В.Ахундов, М.Валукин, А.Кружалов и другие.

Велик творческий вклад в работу факультета концертмейстеров, обладающих высоким художественным вкусом и исполнительским мастерством - Т.Микая, Н.Аллахвердян, И.Князева, П.Баталин и другие. В разные годы, начиная с основания кафедры, Государственную экзаменационную комиссию по защите дипломных работ возглавляли крупнейшие деятели балета - Е.Гельцер, Г.Уланова, О.Лепешинская, В.Бурмейстер, А.Мессерер, Л.Лавровский, а последние годы председателями ГЭК являются В.Васильев, В.Тедеев, С.Филин.

За минувшее время профессорско-преподавательский состав балетмейстерского факультета пополнился молодыми специалистами, но по-прежнему бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции русской школы классического танца и педагогический опыт известных мастеров, которые заложили основы воспитания балетмейстеров и педагогов-хореографов. Невозможно переоценить тот вклад в сохранение и приумножение славных педагогических традиций кафедры хореографии, который внес бывший заведующий кафедрой и художественный руководитель факультета Народный артист России, академик Е.Валукин.

За всю историю кафедры более 600 человек получили высшее хореографическое образование в стенах балетмейстерского факультета Российской Академией театрального искусства.

Концепция образования на балетмейстерском факультете

У истоков создания балетмейстерского факультета стояли такие великие педагоги, как Р.В.Захаров, Л.М.Лавровский, Н.И.Тарасов, М.Т.Семенова, М.В.Васильева-Рождественская, А.В.Шатин, Т.С.Ткаченко, А.А.Лапаури и др. Их бесценный опыт не только почитается, но и продолжает изучаться и развиваться.

Обучение хореографическому искусству требует от педагога и балетмейстера широких знаний в различных отраслях и жанрах искусства - живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, костюма и т.п. Постоянное стремление к обновлению танцевальных форм и стилей сочетается с обязательной опорой на традиции классического танца. Таким образом, первый принцип хореографического образования можно сформулировать как единство новаторства и традиций в сочетании с широким диапазоном освоения всех видов искусства.

Принцип межпредметных связей.

Чем больше новых связей вовлечено в формирование знаний, тем прочнее результаты обучения. Поэтому на балетмейстерском факультете существенное значение придается укреплению и расширению межпредметных связей, обмену учебной информацией, сочетанию специальных предметов с педагогикой и психологией творчества.

В связи с демократизацией нашего общества, с расширением международных связей, значительное внимание уделяется иностранным языкам. "Сам факт существования современного постиндустриального, информационного общества, общества "быстрых" экономик, динамика которого впрямую зависит от скорости функционирования информации, зафиксированной разнообразными языковыми средствами, смещает наше внимание на языковые параметры образования" [Долганова В.А., Трубина Е.Г., Шабурова О.В., Языковая школа: возможности элитарного образования, М., Магистр N2, 1995, с.75-80]. Будущему балетмейстеру и педагогу хореографии, представляющему за рубежом нашу прославленную школу русского балета, никак не обойтись без изучения иностранных языков, хотя язык танца понятен всем. Он обладает универсализмом и интернационален по своей природе. Но необходима и культура иноязычного общения: ведь не случайно возникло фразеологическое словосочетание, ставшее пословицей: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты и человек". В культуру общения, кроме знания иностранных языков входит и развитие коммуникативных навыков, что обеспечивается как при изучении теоретических разделов психологии личности и межличностных отношений, так и на практических занятиях по тренингу общения и воспитания сенситивной культуры.

Принцип индивидуализации и личностного подхода к обучению.

Внедрение личностного подхода в педагогику позволяет повысить воспитательно-педагогический потенциал профессионального обучения, гуманизирует весь процесс обучения и всю образовательную систему, способствуя моральной удовлетворенности результатами учебы. Индивидуализация не должна противопоставляться обучению в коллективе. Балетмейстеру и педагогу хореографии нужны не только профессиональные знания своего предмета, но и навыки и умение работать с творческими коллективами.

Как показывает опыт руководимого мною сектора педагогики и психологии творчества в тоже время нельзя отождествлять индивидуального и личностного подходов. Дифференциация их основана на том положении, что для личностного подхода более адекватны педагогические приемы, ориентированные на психологические критерии и психологические особенности личности, включая и "заострения" характера или т.н. акцентуацию характера и личности учащихся, а для индивидуального подхода важнейшим критерием является учет физиологических параметров учащихся, в частности, возрастных периодов подросткового и раннего юношеского возрастов.

Принцип взаимодополняемости личностных подструктур.

Творческая личность - это динамическая система взаимосвязанных и диалектически взаимодополняющих друг друга биосоциальных подструктур и элементов [Платонов К.К., Система психологии и теория отражения, М., Наука, 1982. Рождественская Н.В., Психология художественного творчества, СПБ, 1995]. Обучение основам психологии сочетается поэтому с преподаванием биологических дисциплин, таких как основы анатомии и физиологии человека с элементами балетной медицины[Гройсман А.Л., Психогигиена артиста балета, М., ГИТИС, 1987].

Полноценное обучение должно включать и так называемые "предельные нагрузки", тренирующие биологические и физиологические резервы организма. Было бы вульгарным биологизаторством строить программу обучения хореографии лишь на знании анатомии и физиологии, не давая знаний и умений в области социальной педагогики и психологии, не развивая у становящейся личности учащегося творческую мотивацию и мировоззренческую направленность. Поэтому целесообразно использовать весь арсенал психокоррекционных средств, включая поощрение, убеждение, внушение, уважение к учащимся на основе принципов "диалога" и "партнерства", что обогащает нравственно-психологические основы личности.

Естественно, применяя "предельные нагрузки", нельзя забывать и о биофизиологических базисных свойствах личности и организма, соотнося их с развитием силы и выносливости опорно-двигательного аппарата, индивидуализируя нагрузки и адаптируя организм и личность учащегося к их выполнению. Педагогическая антропология рассматривает движущие силы личности системно, как взаимодействие внешних и внутренних факторов реализации человека, биологических программ с духовными и социальными. Поэтому, программа обучения хореографии строится через взаимодействие биологических и социальных предметов.

Принцип наглядности и образности в обучении.

В хореографии наглядность связана с конкретным показом упражнением с их характеристикой и словесным пояснением. К показу не следует прибегать часто, ибо от избыточного употребления его происходит угашение условно-рефлекторных связей двигательного анализатора, что иногда лишает ученика самостоятельности и активности в запоминании комбинированных упражнений. Показ должен быть лаконичным и убедительным, а, главное, обращен к образной выразительности музыки, к эмоциональной сфере личности учащихся и к их творческому воображению.

При все возрастающей компьютеризации учебного процесса, все большее значение приобретают технические средства наглядности (видеотехника), что широко и успешно применяется на нашем факультете в связи с необходимостью формирования "обратных связей" для прочности усвоения отдельных движенческих навыков и двигательных умений, развивающихся при использовании технических средств. "Тотальность мира массовых коммуникаций вторгается в жизнь человека очень рано, происходит формирование клипового сознания" [Долганова В.А., Трубина Е.Г., Шабурова О.В., Языковая школа: возможности элитарного образования, Магистр N 2, 1995, с.75-80]. Необходимы серьезные усилия, чтобы создать такие образовательные стратегии, которые бы осмысляли этот процесс, создавали и направляли обучение с учетом аудиовизуальной природы современного мировосприятия, учитывая и опасности информационного общества и возможности данного этапа развития цивилизации.

Принцип сочетания вербальных и невербальных компонентов обучения.

Показ в хореографии немыслим без словесного подкрепления. Н.И.Тарасов писал, что "слово бывает сильнее всякого показа, если оно логично и обращено к искусству владения танцем, к его сути и содержанию" [Тарасов Н.И., Классический танец, М., Искусство, 1971, с.60]. Известный русский писатель М.М.Пришвин говорил, что "языковой образ - указательный палец в сторону смысла". Не следует противопоставлять словесных (вербальных) сигналов бессловесным (невербальным, жестомимическим), а формально-образных стимулов обучения - содержательно-смысловым, ибо только взаимосочетание делает обучение успешным и эвристичным.

Разрабатывая концепции педагогической антропологии как целостного и системного знания о развивающемся человеке, служащее фундаментом изучения педагогических закономерностей, Б.М.Бим-Бад пишет: "Особого внимания заслуживает художественный метод - интерпретация искусств. Здесь задача педантрополога сводится к "переводу" языка искусств на язык науки, язык образов и понятий. Искусство преимущественно исследует человека и с определенной точки зрения представляет как эмоционально окрашенный умственный эксперимент по изучению человека в различных, чаще всего чрезвычайных обстоятельствах. Художественный образ, обладая большой обогащающей силой, одновременно позволяет проникнуть в глубь внутреннего мира единичной личности. Эта специфика художественного образа (метафоры) делает его ценнейшим источником педагогической антропологии" [Бим-Бад Б.М., Современная педагогическая антропология: концепция и программа научной разработки, Магистр N2, 1995, с.45-53].

Принцип непрерывности образования.

Полученные на раннем этапе (например в хореографическом училище), навыки и умения требуют последовательного развития на этапе вузовского обучения а также повышения профессиональной квалификации в последующем звене - практической работы в театре. Таким образом, этапность обучения совпадает с выдвигаемым временем принципом непрерывности образования, являющимся залогом эффективности всякого творческого обучения, в том числе и хореографическому искусству.

Принцип системности в обучении.

Он связан с междисциплинарным подходом к обучению с учетом неодномерного, нелинейного, а системного объемного видения художественно творческой деятельности. Этот подход иногда называют комплексным, что не одно и тоже. Системный подход от комплексного дифференцируется по двум признакам: наличию системо-образующего принципа, каким является известный дидактический принцип "от простого к сложному", и иерархии соподчинения различных подструктур и элементов, входящих в систему обучения.

Все вышеперечисленные принципы не только "рядоположены" (подчинены строгой иерархии) и смешаны, как это происходит при комплексном подходе, но и зависят друг от друга, пронизаны "сквозной линией" - необходимостью активизации творческих и резервных возможностей личности и "сверхзадачей обучения".

Такой системный подход практически реализован в обучении мужскому классическому танцу, методологически обобщен и теоретически обоснован в фундаментальной монографии заведующего кафедрой профессора Е.П.Валукина.

Наука на балетмейстерском факультете

Профессорами и преподавателями кафедры разработаны уникальные учебные программы по всем специальным дисциплинам, опубликованы книги, монографии, учебники, научные статьи и методические разработки. Многие из этих работ сегодня являются настольными книгами для каждого специалиста, работающего в области театрального искусства. Нельзя не назвать имена авторов этих изданий: Р.Захаров - "Искусство балетмейстера", "Записки балетмейстера", Н.Тарасов - "Классический танец. "Школа мужского исполнительства"", Н.Эльяш - "Пушкин и балетный театр", "Русская Терпсихора", Ю.Бахрушин - "История русского балета", Т.Ткаченко - "Народный танец", М.Васильева-Рождественская - "Историко-бытовой танец", К.Степанова "Костюм для сцены". В 2000 - 2001 году изданы монографии: Е.Валукин - "Мужской классический танец" и "Система мужского классического танца", А.Гройсман - "Психология актерского творчества", М.Валукина "Личность педагога в обучение мужскому классическому танцу", А.Бродецкий - "Внеречевое общение в жизни и в искусстве", М.Валукин "Эволюция движений в мужском классическом танце".

Важную роль в развитии отечественного балетоведения сыграла аспирантура балетмейстерского факультета. Ведущими специалистами кафедры подготовлены к защите десятки кандидатских и докторских диссертаций. Спектр исследовательских тем необычайно широк и охватывает самые различные научные направления по истории и теории хореографического искусства. Много сил и энергии отдали делу развития отечественного и зарубежного балетоведения авторы: Е.Валукин, Р.Стручкова, В.Уральская, Т.Устинова, Р.Косачева, О.Тарасова, Л.Сизова, Н.Дементьева, и другие. Усилия коллектива кафедры, состоящего сегодня в основном из выпускников балетмейстерского факультета, направлены на подготовку специалистов высокой культуры, глубоких знаний в области хореографического искусства.

Кафедра регулярно проводит научно-практические конференции по вопросам теории и практики балетного искусства и методики преподавания хореографических дисциплин. Под руководством заместителя заведующего кафедрой по науке академика, профессора А.Л.Гройсмана регулярно издаются сборники по вопросам педагогики и психологии творчества, основными авторами которых являются члены кафедры.

Контакты балетмейстерского факультета

Телефон: +7 (495) 623-65-04
E-mail: ballet@gitis.net

Балетмейстерский факультет находится по адресу:
Москва, Неглинная улица, дом 6