Информация для поступающих

Расписание бесплатных консультаций для абитуриентов продюсерского факультета:

Дата Преподаватель Время

27.04.2017

(четверг)

доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств

Пилюгин Алексей Анатольевич

16.00-17.00

17.05.2017

(среда)

старший преподаватель кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств

Овчинников Игорь Александрович

13.00-14.00

22.05.2017

(понедельник)

старший преподаватель кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств

Городецкая Людмила Алексеевна

16.00-17.00

29.05.2017

(понедельник)

старший преподаватель кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств

Горошков Сергей Валерьевич

16.00-17.00
01.06.2017
(четверг)

старший преподаватель кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств

Фокин Александр Игоревич
18.00-19.00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатные консультации будут проходить на продюсерском факультете по адресу: Москва, Малый Кисловский переулок, д.6

Беспрепятственный вход/выход на территорию ГИТИСа осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего личность (паспорта).
Предварительной записи и записи по телефону нет.

Программа дополнительных вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности 

Специальность «Продюсерство», квалификация «Продюсер исполнительских искусств»

В процессе приёмных испытаний оценивается общий культурный уровень поступающего, его представление о специфике избираемой профессии. В соответствии с Образовательным стандартом Комиссия оценивает:
- наличие творческих способностей, таких, как эстетическая восприимчивость, воображение, способность к сотворчеству, к моделированию процесса реализации творческого замысла, к анализу художественных явлений для реализации творческих проектов, к поиску нестандартных продюсерских решений;
- наличие соответствующих психологических качеств, к ним относятся креативность, повышенный интерес к сфере исполнительских искусств, выраженная интуиция, ярко выраженная коммуникативность, ответственность, предприимчивость, готовность к риску, лидерство.

Наличие (в той или иной мере) основных из перечисленных способностей и качеств выявляется в процессе двух приёмных испытаний.

Указанные творческие способности и психологические качества по результатам собеседований и письменного экзамена не сводятся к проверке каких-то конкретных знаний поступающего. Определенные знания поступающий должен проявить благодаря повышенному интересу к сфере исполнительских искусств, т.е. к театральному искусству, концертному исполнительству и цирковому искусству. Поэтому поступающим на эту специальность, предлагается список рекомендованной литературы, охватывающей разные проблемы бытования этих видов исполнительской деятельности. Но такой список не должен восприниматься ни как исчерпывающий, ни как обязательный для освоения. Поступающий, например, может быть серьезно осведомлен в вопросах музыкального исполнительства, освоив объем литературы, далеко выходящий за рамки рекомендованной, за что на приеме получит высокую оценку даже в том случае, если по другим видам искусства его начальная компетентность значительно скромнее.

Профессиональное испытание по специальности (устно)

Темы для устного экзамена выбираются в соответствии с личными качествами поступающего, уровнем и спецификой его образования, возрастом, имеющимися практическими навыками, места жительства (Москва, другой «театральный» город, город без театра) и проч. При обсуждении Комиссией оценки, акцент делается не на информированность поступающего, а на его способность логически выстраивать ответы и анализировать те или иные явления театральной и концертной жизни.

Испытание состоит из двух частей:

1. Искусствоведение - собеседование по художественно-творческим вопросам искусств, прежде всего – исполнительских искусств. В беседе определяется ориентированность поступающего в текущей театральной и концертной жизни страны, а также в искусствоведческой и, в частности, театроведческой литературе, в том числе периодической печати. Кроме того, выясняется знание поступающим крупнейших произведений мировой и отечественной драматургии (в том числе и музыкальной), пьес современных авторов и знакомство с творческой деятельностью наиболее значительных практиков театра – режиссёров, композиторов, художников, артистов.

2. Продюсерство и менеджмент - собеседование по социально-экономическим и организационным проблемам развития современного общества, вопросам организации театрального и концертного дела. Вместе с тем выясняется способность поступающего к логическому мышлению.

Примерные темы профессионального испытания (устно):

I. Искусствоведение

1. Ваше решение о поступлении на продюсерский факультет; личностная самооценка и обоснованность выбора профессии (для всех поступающих, не работающих по названной специальности)
2. Ваш интерес к театральной жизни города, в котором Вы живёте или в котором Вам приходилось бывать.
3. Ваш интерес к театральному (музыкальному) искусству, его истории. Где и что об этом Вы читали?
4. Ваш интерес к классической и современной драматургии.
5. Ваш интерес к актерскому творчеству, к литературе об актёрском творчестве. Каких выдающихся артистов драматического (музыкального) театра Вы могли бы назвать?
6. Ваше представление о роли режиссёра в драматическом театре (музыкальном театре). Что Вам удалось об этом прочесть?
7. Ваше представление о роли композитора в драматическом спектакле. Что об этом читали?
8. Вы увлекаетесь музыкальным театром? Если «да», назовите известных Вам выдающихся оперных (балетных) композиторов – отечественных, зарубежных. Какие оперные (балетные) постановки этих композиторов удалось посмотреть?
9. Вы увлекаетесь балетными постановками? Если «да», назовите известных Вам выдающихся хореографов – отечественных, зарубежных.
10. Ваше представление о роли театрального художника. Каких известных вам сценографов Вы можете назвать?
11. Вы увлекаетесь филармоническим искусством? Если «да», расскажите о запомнившихся Вам филармонических концертах, фестивалях, припомните всемирно известных дирижёров, выдающиеся филармонические оркестры.
12. Какие наиболее значимые театральные фестивали Вы могли бы назвать? Посещали ли Вы какие-нибудь фестивальные спектакли? Как Вы думаете, какова роль фестивалей в театральной и шире – культурной жизни города, страны?
13. Если бы Вы получили возможность осуществить продюсерский проект - поставить драматический (музыкальный) спектакль, - какую пьесу (оперу, оперетту, мюзикл) Вы выберете?
14. Какие Вы знаете журналы, газеты, радиопередачи, освещающие театральную жизнь? По каким телевизионным каналам можно посмотреть театральные спектакли? 
15. Какие продюсерские постановки Вам удалось посмотреть? Каких продюсеров – российских, зарубежных Вы бы могли назвать?
16. Каждому поступающему предлагается рассказать о содержании и идейно-художественных особенностях одной пьесы одного из перечисленных в списке литературы драматургов. Драматурга и пьесу выбирает сам поступающий.
17. Каждому поступающему предлагается рассказать об идейно-художественных особенностях какого-либо из наиболее понравившихся ему спектаклей.

Для работающих в продюсерских центрах, компаниях, театральных агентствах, в театре, в филармонии, цирке, другой организации сферы культуры темой для беседы (кроме названных) будут проблемы и достижения (если таковые имеются) той Организации, в которой поступающий работал или работает (и поступает на заочное отделение).

Примерный список рекомендуемой литературы по первой части профессионального испытания:

1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве (любое издание).
2. Полякова Е.И. Станиславский. –М.,1977.
3. Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого // Рождение театра. М.: 1978.
4. Соловьёва И.Н. Немирович-Данченко. – М.,1979.
5. Теляковский В.А. Воспоминания. М.-Л.: Искусство, 1965.
6. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта (любое издание).
7. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители: Отечественный театр в системе отношений сцены и публики. – М.: Канон, 2013
8. Марков П.А. О театре. В 4х тт.М.: Искусство, 1974 (отдельные статьи по выбору).
9. Соловьёва И.Н. Художественный театр. Жизнь и приключения идеи. М.: Московский Художественный театр,2007.
10. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. - М.: Артист.Режиссер.Театр, 1999.
11. История русского драматического театра/Отв. ред. Пивоварова. – М.;ГИТИС, 2005.
12. Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. – Л.,1959
13. Линн Г. Русский балет Дягилева. Пермь:Книжный мир, 2009.
14. Лифарь С.М. Дягилев и с Дягилевым. М.,2005
15. Жандо Доминик. История мирового цирка.- М.:Искусство, 1984.
16. Статьи в периодической печати, посвященные актуальным проблемам театрального и концертного искусства, прежде всего - статьи в журналах «Театр», «Сцена», газете «Культура».
17. Драматическое произведение по выбору у каждого из следующих авторов: У.Шекспир, Ж.-Б. Мольер, Г. Ибсен, Б. Брехт; Д.Фонвизин, А.Грибоедов, А.Пушкин, Н.Гоголь, М.Лермонтов, И.Тургенев, А.Островский, А.Чехов, М.Горький, М.Булгаков, А.Арбузов, В.Розов, А.Вампилов.

II. Продюсерство и менеджмент исполнительских искусств

Предлагаемые вопросы сформулированы с учетом знаний, полученных в общеобразовательной школе и в соответствии с программой по обществоведению и праву, созданной на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования, а также дополнительных знаний, связанных с профилем специальности «продюсерство» и требующих ознакомления с дополнительной литературой по теории и истории театрального дела.

1. Что такое продюсерство? 
2. Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать продюсер? 
3. В чем Вы видите отличие продюсирования в театре, от продюсирования в концертной деятельности? 
4. Что Вы знаете о «продюсерских проектах»? Продюсер и антрепренер - в чем Вы видите отличие? Если читали литературу по истории театра - назовите известных Вам антрепренеров. 
5. В чём, по-вашему, различаются понятия: культура, художественная культура, искусство, исполнительное (сценическое) искусство? Как Вы думаете, каковы интересы (цели) четырёх участников культурного процесса: Художник (создатель художественного произведения в любом виде искусства), публика, общество, государство? Их интересы во всём совпадают или различны?
6. Как бы Вы определили понятия – что такое «театр», «концертная организация», «концертный коллектив»? Что Вы знаете об основных направлениях культурной политики России на современном этапе?
7. Как Вы думаете, содержание понятия «театр как социальный институт» - о чем свидетельствует? 
8. В чем Вы видите разницу между коммерческими и некоммерческими видами деятельности? Выберите и назовите организации в сфере исполнительского искусства, которые Вы отнесли бы к одному из этих видов деятельности.
9. Как Вы считаете, в каких организационно-правовых формах коммерческой (некоммерческой) деятельности могут работать театры и концертные организации? К какому виду деятельности относятся государственные (муниципальные) бюджетные учреждения? 
10. Как Вы думаете, Московский Художественный Театр в конце XIX –начале XX века и Московский Художественный Театр в наши дни - существует в одной и той организационно-правовой форме? По виду деятельности театр являлся - и является коммерческим или некоммерческим?
11. Вы читали литературу по истории театрального дела? В каких организационных формах состояли: Императорские театры и частные театры конца XIX – начала XX века? 
12. Кто, по Вашему мнению, может быть Учредителем некоммерческих организаций, в том числе, учредителем государственных (муниципальных) организаций исполнительских искусств?
13. Какие формы собственности Вы могли бы назвать? В какой форме собственности могут существовать организации исполнительских искусств в нашей стране? 
14. Вспомните, что такое - интеллектуальная собственность. Что Вы знаете об авторском праве и смежных правах? 
15. Можете ли Вы назвать документ, в котором определена нормативно-правовая основа защиты прав авторов и исполнителей в России и за рубежом? Как, по Вашему мнению, можно защищать авторское право?
16. Знаете ли Вы, кто и на каких условиях формирует имущество государственных и муниципальных организаций исполнительских искусств?
17. С какими системами государственного управления Вы знакомы? 
18. Знаете ли Вы, как формировалась система государственного управления в организациях исполнительских искусств в России и какова она сегодня?
19. Какую модель управления в театре Вы бы выбрали в своём театре: единоначалие; двоевластие художественного руководителя (главного режиссёра) и директора; или коллективную (например, с участием Художественного Совета)? 
20. Что является, на Ваш взгляд, результатом (художественно-творческим продуктом) целенаправленной деятельности работников различных служб театра; концертной организации?
21. Из каких элементов, по-вашему, состоит творческий процесс и творческо-производственный процесс в театре; концертной организации? 
22. Знаете ли Вы, что такое – инфраструктура? Какова, по-вашему, инфраструктура исполнительских искусств? Вы могли бы назвать организации, которые в неё должны или могут входить? 
23. Как Вы думаете, - в чем необходимость и каковы цели государственной и общественной поддержки исполнительского искусства? 
24. Знаете ли Вы, каким способом формируется система финансирования театров и других организаций исполнительского искусства в России? Знаете ли Вы другие формы финансовой поддержки исполнительского искусства?
25. Что такое Государственный бюджет? Из каких двух частей он состоит? 
26. Что, по вашему мнению, означает – бюджетное финансирование организаций исполнительских искусств? Как Вы думаете, бюджетное финансирование деятельности театров: Большого театра России, Областного Тульского драматического и городского Новомосковского драматического – осуществляется из одного бюджетного «кармана»? 
27. Могли бы Вы назвать хотя бы один из методов (принципов) бюджетного финансирования в ОИИ.
28. Какие внебюджетные источники финансирования организаций исполнительских искусств Вы знаете?
29. Что такое – инвестирование? Каковы, на Ваш взгляд, особенности инвестирования в организациях исполнительских искусств?
30. Что такое налоги? Какую функцию они выполняют? Как строится система налогообложения в России? Знаете ли Вы, в чём особенности налогового регулирования в сфере ОИИ?
31. Если Вы знакомы с литературой по истории театрального дела, расскажите, как осуществлялось финансирование: в Императорских театрах и частных театрах конца XIX – начала XX века?
32. Какие Вы знаете виды рынков? В чем, по-вашему, особенность театрального рынка? Как Вы думаете, что такое цена на рынке театрально-концертных услуг?
33. На Ваш взгляд, какое соотношение спроса и предложения складывается сегодня на рынке театрально-концертных услуг? Как Вы считаете, существует ли специфика ценообразования на билеты в театр, концертную организацию? 
34. Воздействует ли цена на зрительский спрос? Влияет ли цена на результат финансовой деятельности театра и концертной организации? Если бы Вы устанавливали цены на билеты в театр или на концерт, то какими бы Вы руководствовались принципами?
35. Если Вы знаете, что такое фандрейзинг и Public Relations, объясните, как Вы себе представляете: 
      -фандрейзинг в театре и концертной организации?
      -Public Relations в театре и концертной организации?
36. Что такое маркетинг? В чём, по-вашему, особенности маркетинга в ОИИ?
37. Можете ли Вы рассмотреть какой-нибудь метод маркетинга, который используется – или можно использовать для формирования театрально-концертной аудитории? Какие Вы знаете (или можете предположить) мотивации посещений спектаклей и концертов?
38. Как Вы себе представляете структуру зрительской аудитории театра, концертной организации? Имеют ли значение социально-демографические характеристики в формировании зрительской аудитории? 
39. Какова роль рекламы в театре (концертной организации)? С какими видами и формами рекламы Вы знакомы? Как Вы относитесь к современным технологиям маркетинга и рекламы? 
40. Знакомы ли Вы с современными формами и методами «продвижения» театральных билетов? 
41. Читали ли Вы в литературе об истории театра, концертного искусства об абонементной системе продажи билетов, или, быть может, знаете о ней из современных источников информации? Если «да», - как вы оцениваете значимость абонементной системы в сегодняшней театральной и концертной жизни? Используется ли в вашем городе абонементная система продажи билетов на спектакли и концерты? 
42. Как Вы представляете планирование в театре и концертной организации? Можете назвать основные виды планов? 
43. Что Вы знаете о порядке составления и содержания плана финансово-хозяйственной деятельности в организациях исполнительских искусств? Если Вы не знакомы с этим разделом деятельности театра, концертной организации, попробуйте сами предположить, как эту работу можно осуществить.
44. Что Вы можете сказать о структуре творческо-производственного процесса в репертуарном театре? Какие факторы Вы бы учли при составлении плана репертуара? Какие факторы Вы бы учли при составлении плана концертных программ? 
45. Как, по-вашему, происходит процесс формирования нового репертуара в театре? Как Вы себе представляете процесс планирования и организации подготовки новых поставок: этапы, технология, взаимодействие внутритеатральных подразделений, отношения с внешними партнерами?
46. По каким показателям Вы бы оценили посещаемость театра, спектакля, концерта? Как Вы думаете, какие факторы влияют на посещаемость театров, концертов? На Ваш взгляд, высокая посещаемость спектакля, концерта – это всегда показатель эффективности творческой деятельности?
47. Как формируется прокатная афиша? Как строится прокат спектаклей, концертных и цирковых программ? Что входит в понятие «кассовые», «гарантийные спектакли», «благотворительные» спектакли.
48. Кого бы Вы отнесли к участникам творческо-производственного процесса в театре? Какие, по Вашему мнению, категории работников театра, концертной организации относятся к творческим работникам?
49. В чем, по вашему мнению, заключена специфика трудовых отношений в театре, концертной организации? Существуют ли особенности формирования творческого состава в театре? Если есть, то, какие?
50. В каком нормативном акте заложены Основы трудового права в Российской Федерации? 
51. Вопрос для абитуриентов, работающих в театре: знакомы ли Вы, по роду своей работы, с особенностями трудового договора театра с творческими работниками?
52. Как Вы считаете, что входит в понятие «социальная защита» работников театра (концертных организаций)?
53. Что такое «театральная биржа», ее задачи?
54. Какие виды расходов в ОИИ Вы знаете? По какому принципу Вы бы сформировали структуру расходов в театре?
55. Вопросы для абитуриентов, работающих в ОИИ:
      На какую статью расходов в ОИИ Вы обратили бы особое внимание? К примеру, расходы на заработную плату. По этой статье расходов могут возникнуть следующие вопросы:
      - какие системы и формы заработной платы могут быть в театрах и концертных организациях; какие особенности оплаты творческих работников существуют в театрах, концертных организациях и при участии в отдельных проектах?

Примерный список рекомендуемой литературы

1.Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств.- М.: Классика-XXI, 2003. -140с. (Темы: 9;10)
2.Артемьева Т.В.,Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. СПб.,2010. ( Темы: 7; 9)
3.Ваганова Н.К., Дымникова А. И. Предпринимательство в культуре. СПб.,2002.(Темы: 7;8;10;12;14) 
4.Дадамян Г.Г. Театр в культурной жизни России (1914-1917). М., 2000. (Темы: 2; 3; 4; 5; 7)
5.Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., ВТО, 1982. ( Темы: 1; 2; 7; 8; 10;12; 14)
6.Дмитриевский В.Н. «Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века». –СПб.:Дмитрий Буланин,2007.
7.Дуков Е.В. Концертные коллективы в условиях новой экономики//Справочник руководителя учреждения культуры.М.,2009.№9. (Темы: 5; 7; 14)
8.Дымникова А. И., Иксанов А. Г. Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики. М., 2008. (Темы:2; 6; 7; 11; 14)
9.Жизнь сцены и контрактный мир. М., 1994. ( Темы: 5; 11;12; 14)
10.Игнатьева Е.Л. Экономика культуры . ГИТИС,, М., 2012. ( Темы « 1; 2; 3; 4; 6;7;10;11;14;15)
11.Институты финансирования культуры: опыт зарубежных стран. Отв. Ред. А.Я. Рубинштейн. М., 2004. ( Темы: 7)
12.Костина Е. П. Творческий труд в исполнительских искусствах. М., 1999. (Темы: 3; 6; 14; 15)
13.Левшина Е.А. Летопись театрального дела рубежа веков(1975-2005).СПб.,2008 (Темы: 1; 2; 3; 6; 7; 8; 13)
14.Мак-Илрой Э. Культура и бизнес: Путеводитель по фандрейзингу. М., (Темы: 7; 9)
15.Нелидов В.А. Театральная Москва: сорок лет московских театров. Материк., М., 2002. ( Темы: 1; 2; 3; 7; 14)
16.Орлов Ю.М. Московский художественный театр: 1898--1917 гг., творчество, организация, экономика. - ГИТИС.- М., 2011. (Темы: 3; 5;6; 7; 11; 14; 15)
17.Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. –М.:ГИТИС, 1979.
18.Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М., 1991. (Темы : 1; 5; 6; 7; 8; 11)
19.Стрельцова Е.И. Частный театр в России: от истоков до начала XX века.М., « ГИТИС» .2009. ( Темы: 1; 2; 3; 4;5)
20.Смелянский Д.Я. Менеджер – антрепренер - продюсер: к вопросу о соотношении понятий. М.,ГИТИС.2000. (темы: 1,2,7)

Письменный экзамен «Творческий проект»: темы для поступающих

1. Продюсерский проект создания драматического спектакля в Вашем городе. Опишите Ваши действия от замысла, выбора драматургического произведения к воплощению - премьере постановки и последующего периода её проката.
2. Продюсерский проект создания музыкального спектакля ( опера, балет, оперетта, мюзикл) в Вашем городе. Опишите Ваши действия от замысла, выбора произведения к воплощению - премьере постановки и последующего периода её проката.
3. Как бы Вы организовали театральный фестиваль в Вашем (или в другом, известном Вам) городе? Опишите Ваши действия от замысла к его воплощению (цели фестиваля, название, источники финансирования, материально-техническое обеспечение, состав участников и критерии их отбора, организация зрителей, работа со СМИ ).
4. Как бы Вы организовали музыкальный фестиваль в Вашем (или в другом, известном Вам) городе? Опишите Ваши действия от замысла к его воплощению (цели фестиваля, название, источники финансирования, материально-техническое обеспечение, состав участников и критерии их отбора, организация зрителей, работа со СМИ).
5. Как бы Вы выбрали репертуар и организовали гастроли (симфонического, камерного оркестра, хорового, балетного коллектива, музыкального, драматического театра, театра кукол) в российской провинции? В выбранную Вами зарубежную страну? Опишите Ваши действия от замысла к воплощению.
6. Как бы Вы организовали гастроли выбранного Вами московского театра в Петербурге (или петербургского театра в Москве)? , Репертуар. источники финансирования, материально-техническое обеспечение, организация зрителей, работа со СМИ ).
7. Вам предложили организовать государственный (или муниципальный) драматический театр в Москве или Петербурге. Цели и задачи ? Что бы Вы учитывали, его создавая? С какими проблемами Вам пришлось бы столкнуться? И как Вы предполагаете их решать?
8. Вам предложили организовать государственный (или муниципальный) музыкальный театр в Москве или Петербурге. Цели и задачи ? Что бы Вы учитывали, его создавая? С какими проблемами Вам пришлось бы столкнуться? И как Вы предполагаете их решать? 
9. Вам предложили организовать государственный (или муниципальный) театр в выбранном Вами областном (краевом) центре. Какой бы театр Вы организовали? Что бы Вы учитывали, его создавая? С какими проблемами Вам пришлось бы столкнуться? И как Вы предполагаете их решать?
10. Вы решили создать в своём городе частный театр. Цели, задачи будущего театра. С чего бы Вы начинали, что учитывали, его создавая? С какими проблемами Вам пришлось бы столкнуться? Опишите Ваши действия от замысла к воплощению.
11. Как бы Вы организовали рекламу и продажу билетов:
-фестиваля классических пьес
-фестиваля современных пьес
-фестиваля классической оперы
-фестиваля классического балета
-фестиваля мюзикла
-фестиваля современной хореографии
-фестиваля симфонических (камерных) оркестров
-фестиваля для детской аудитории
-фестиваля для подростковой аудитории
-фольклорного фестиваля
-спектакля для детской и подростковой аудитории
-благотворительного концерта для воспитанников детского дома
-филармонического концерта
-эстрадного концерта

Контакты продюсерского факультета

Телефон: +7 (495) 690-57-08
E-mail: producer@gitis.net

Продюсерский факультет находится во дворе главного здания ГИТИС:
Москва, Малый Кисловский пер., 6