Информация для поступающих

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

специальность «Сценография»
квалификация «Художник - постановщик театра»



ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:
Академический рисунок и живопись (профессиональное практическое испытание)
В рисунке выявляется умение поступающего скомпоновать изображение в листе, точно взять основные пропорции, построить фигуру человека, сохранив характерные пропорции натуры, добиться цельности изображения на завершающем этапе.
В живописи-натюрморт в свободной технике(акварель, темпера, гуашь, масло). Необходимо построить натюрморт в пространстве, передать основной колорит и цветовые соотношения в композиционном решении.
Композиция (творческое практическое испытание) предполагает умение поступающего четко определить основную идею драматургического произведения (задания), и умение отразить эту идею в образах персонажей на бумаге любыми средствами (гуашь, темпера, акварель, карандаш, аппликация). Это может быть один общий эскиз или раскадровка по сценам. Особое внимание уделяется композиционному построению эскиза.
Собеседование (устно) выявляет профессиональные качества поступающего, его общекультурный уровень, интеллект, умение ориентироваться в основных вопросах театральной жизни, художественных стилях.

Предлагается список примерных вопросов на собеседовании:
1. Как выглядело пространство античного театра?
2. Пространство сцены в театре эпохи Шекспира?
3. Как Вы понимаете термин «сценография»?
4. Каких театральных художников знаете?
5. Какой спектакль понравился и почему?
6. Что такое художественный стиль?
7. Что любите читать? Пьесы?
8. Кто такие «Передвижники»?
9. Что такое «Мир искусства»?
10. Есть ли любимый художник? Почему нравится?
11. Художники эпохи Возрождения?
12. Французский классицизм.
13. Импрессионизм.
14. Русская архитектура.
15. Русская музыка.
16. Кинематограф-режиссеры, может быть художники.
17. Итальянская опера.
18. Проверка зрительной памяти (нарисовать по памяти скелет, географическую карту, известный собор).
19. Вопросы на внимание.

Примерный список литературы для подготовки к собеседованию:
1. Й.Свобода. Тайна театрального пространства. М. 1999г.
2. Михайлова А. Журнал «Сцена». Сб. статей. 
                        Сценография: теория и опыт. М. 1990. 
                        Образ спектакля. М. 1978.
3. Давыдова М. Очерки истории театрально-декорационного искусства XVII - начало XX века. М. 1974.
4. Сыркина Ф. Кострина Е. Русское театрально-декорационное искусство. М. 1978.
5. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра1997-2001г.г
6. Акимов Н.П. Театральное наследие. Л. 1978.
7. Станиславский К.С. «Моя жизнь в искусстве».
8. Понсов А.Д. Конструкция и технология изготовления театральных декораций. М. 2000



специальность «Режиссура»
квалификация: «Режиссер театр кукол»

 ​ Режиссура и мастерство актера (творческое практическое испытание)

Состоит из 3 частей:

1.​ Поступающий должен исполнить несколько произведений разных жанров (проза, стих, басня, песня). Приветствуется наличие музыкального инструмента и умение игры на нем (инструменты - от простого свистка до арфы). Помимо этого, в программные требования входит импровизационное исполнение актёрских этюдов по заданию экзаменационной комиссии, а также проверка пластической выразительности, музыкальности и чувства ритма поступающего.

2.​ Испытание, на котором поступающие показывают режиссерские этюды в «живом плане». Темой этого этюда может стать музыкальное, пластическое, живописное произведение, раскрытое в сценическом действии. Выбрав тему для сценического этюда поступающий должен, привлекая в качестве актеров-исполнителей других поступающих, найти эмоционально-образное выражение мысли, которую хочет раскрыть в этюде.

3.​ Работа с предметом. Поступающему предлагается на выбор несколько объектов (фактура, кукла, предмет). Получив тему от комиссии, он должен через взаимодействие с предметом создать режиссёрский этюд.

​ Режиссура (письменно)

Написание экспликация - письменной работы, в которой будет изложен режиссёрский замысел спектакля по любой пьесе или небольшому литературному произведению. В работе необходимо продемонстрировать знание драматургического разбора источника: тема, конфликт, идея произведения и сверхзадача автора, стилистические особенности произведения.

Выбор произведения, по которому следует написать экспликацию, остается за поступающим, но у поступающего должно быть чёткое представление, почему именно данный материал подходит для постановки в театре кукол. Произведения, представленные ниже, являются рекомендуемыми, но не обязательными.

​ Собеседование (устно).

На собеседовании поступающий должен представить свою режиссёрскую экспликацию спектакля и макет. Защита режиссёрского замысла спектакля:

- тема, конфликт, идея спектакля и «моя, режиссёрская» сверхзадача постановки;

- принцип пространственного решения,

- система театральных кукол, которая будет использована, или соединение кукол и «живого плана» и т.д.;

- принцип музыкального и светового оформления;

- целевая аудитория (дети или взрослые)

Так как на собеседовании проверяется способность к образному мышлению, интеллектуальное развитие поступающих, их культурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы - желательно знание литературы, указанной в памятке.

Рекомендуемые произведения для экспликации:

1.​ А.С. Пушкин – любые произведения

2.​ Н.В. Гоголь – любые произведения

3.​ А.П. Чехов – пьесы, рассказы

4.​ Г.Х. Андерсен – сказки

5.​ М.Метерлинк – «Синяя птица» и другие пьесы

6.​ У. Шекспир – пьесы

7.​ Короткие поэтические произведения русских и зарубежных авторов (Хармс, Маяковский, сонеты У. Шекспира, японские хокку и др.)

8.​ Рассказы из сборника Рэя Брэдбери «Золотые яблоки солнца» и др.

9.​ Сказки народов мира (от Японии до Ямайки)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.​ Голдовский Б.П. Летопись театра кукол в России 15-17 веков. М.1994

2.​ Деммени Е.С. Призвание - кукольник. Л.1986 г.

3.​ Королёв М.М. Искусство театра кукол. Л.1973 г.

4.​ Образцов С.В. Моя профессия. М.1981 г.

5.​ Пушкин и театр. Драматические произведения, статьи, заметки, письма. М., 1953. 

6.​ Советов В.М. Театральные куклы. Технология изготовления. СПб. 2009

7.​ Чехов М.А Литературное наследие. В 2-х т. М.1995г.

8.​ Статьи об актуальном театре кукол в журнале «Театр чудес», доступны по ссылке - http://puppet.ru/zhurnal_teatr_chudes/arkhiv_nomerov

___________

1.​ Брехт Б. О театре т. 5/2, М.1965 г.

2.​ Брук П. Блуждающая точка. / Пустое пространство (любое издание)

3.​ Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М,1983 г.

4.​ Лотман Ю. М. Об искусстве. СПБ, 2005 г.

5.​ Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М,1964 г

6.​ Поламишев А.М. Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы. М,1982

7.​ Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. (любое издание). 

8.​ Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х т. М-Л. 1984г.

9.​ Эфрос А. Профессия — режиссер (любое издание).

 

 

специальность «Сценография»
квалификация «Художник - постановщик театра кукол»

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:


1) Академический рисунок и живопись (профессиональное практическое испытание) 
В рисунке выявляется умение поступающего скомпоновать изображение в листе, точно взять основные пропорции, построить голову человека, сохранив характерные пропорции натуры, добиться цельности изображения на завершающем этапе.
В живописи - натюрморт в свободной технике (акварель, темпера, гуашь). Необходимо построить натюрморт в пространстве, передать основной колорит и цветовые соотношения в композиционном решении.


2) Композиция (творческое практическое испытание) 

Предполагает умение поступающего четко определить основную идею краткого драматургического произведения (задания), и умение отразить эту идею в образах персонажей и в пространстве, используя в качестве основного материала пластилин. В процессе создания так называемого «макета», поступающий должен продемонстрировать понимание соотношения масштабов и способность отразить характерные черты персонажей в скульптуре.

Для данного испытания комиссией могут быть предложены произведения Д.Хармса, С.Я. Маршака, философские изречения, японские хокку и др.

3) Собеседование (устно) - выявляет профессиональные качества поступающего, его общекультурный уровень, интеллект, умение ориентироваться в основных вопросах театральной жизни, художественных стилях.

Предлагается список примерных вопросов на собеседовании:

  1. Какой спектакль понравился и почему?

  2. Какие театральные режиссёры, художники интересны, почему?

  3. Какие спектакли театра кукол понравились?

  4. Назовите основные периоды развития мировой художественной культуры. Что нравится?

  5. Что любите читать? Пьесы?

  6. Какие художественные стили, направления, течения, школы интересны? Почему?

  7. Есть ли любимый художник? Почему нравится?

  8. Что предпочитаете в музыке?

  9. Запоминающиеся кинофильмы, кинорежиссёры, художники?

  10. Проверка зрительной памяти (нарисовать по памяти скелет, географическую карту, известный собор).

Примерный список литературы:

  1. Советов В.М. Театральные куклы. Технология изготовления, СПб. 2009

  2. Василькова А.Н. Душа и тело куклы. Природа условности куклы в искусстве XX века. Театр, кино, телевидение. М. 2003.

  3. Голдовский Б.П. Летопись театра кукол в России 15-17 веков. М.1994

  4. Барщ А. Наброски и зарисовки. М. 1970 г. 

  5. Королёв М.М. Искусство театра кукол. Л.1973 г.

  6. Образцов С.В. Моя профессия. М.1981 г.

  7. Шарль Маньен. История марионеток в Европе с древнейших времен до наших дней. — М. 2016

  8. Й. Свобода. Тайна театрального пространства. М. 1999г.

  9. Михайлова А. Журнал «Сцена». Сб. статей. Сценография: теория и опыт. М. 1990. Образ спектакля. М. 1978.

  10. Давыдова М. Очерки истории театрально-декорационного искусства XVII - начало XX века. М. 1974.

  11. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра1997-2001г.

  12. Станиславский К.С. «Моя жизнь в искусстве».

 

Контакты факультета сценографии

Телефон: +7 (495) 915-31-73
E-mail: art@gitis.net

Факультет сценографии находится по адресу:
Москва, улица Земляной вал, дом 66/20