19

46

Мысль об организации высшего хореографического образования на базе Большого театра возникла в 1917 году у А.А. Горского, тогда руководившего московской балетной труппой. К сожалению, идея тогда осталась не осуществлённой. И только осенью 1946 года на режиссёрском факультете ГИТИСа была создана кафедра хореографии. Поддержку этому начинанию оказала столичная театральная общественность, известные деятели московских театров – Е.В. Гельцер, В.Д. Тихомиров, В.В. Кригер, Ю.Ф. Файер.

Возглавил кафедру хореографии Р.В. Захаров. Его идеи поддержал и помог в их осуществлении А.В. Шатин. Были приглашены к сотрудничеству выдающиеся мастера хореографического искусства – Л.М. Лавровский, Ю.А. Бахрушин, Н.И. Тарасов, Т.С. Ткаченко, А.Д. Цейтлин,
М.В. Васильева-Рождественская. 

Ими были заложены основы вузовского хореографического образования, разработаны учебные планы и программы по обучению балетмейстеров. С первых же шагов учебный процесс был ориентирован на широкий спектр дисциплин – как общеобразовательных, так и специальных. Объём специальных дисциплин создавал профессиональную основу, обеспечивающую выпуск образованных, квалифицированных балетмейстеров-постановщиков. Среди предметов были такие профилирующие дисциплины, как искусство балетмейстера, методика и композиция классического танца, исторический танец, характерный танец, чтение клавира, теория музыки, мастерство актёра и режиссёра, история театра и балета, курсы по истории искусств.

Воспитанники кафедры хореографии вскоре заняли ведущее положение во многих музыкальных театрах, возглавили известные творческие коллективы. Спектакли первых выпускников ГИТИСа вошли в историю отечественного хореографического искусства и стали заметным явлением в художественной жизни нашей страны. Творчество А.А. Лапаури, Ю.Т. Жданова, В. Гривицкаса, А.В. Варламова, О.М. Дадишкилиани, К. Джапарова, Г.Р. Валамат-Заде, А.В. Чичинадзе, Е.Я. Чанги, И.В. Смирнова и многих других талантливых балетмейстеров получило широкую известность. Многие балетные труппы возглавляли и возглавляют выпускники кафедры: Б.Б. Акимов, О.М. Виноградов, В.М. Гордеев, А.Б. Петров, С.Н. Радченко, А. Лейманис (Латвия), В.Н. Бутримович, К.А. Шморгонер, В.П. Ковтун (Украина), Т.А. Таякина (Украина), В.Ш. Галстян (Армения), Т. Хярм (Эстония), И.И. Сухишвили-Рамишвили (Грузия), К. Обрадович (Югославия), И. Блажек (Чехия), К. Панает (Албания), Нгуен Ван Хоен (Вьетнам), В. Бокадоро (Франция), П. Жарко (Югославия), Ф. Эзмазда (Египет), С. Алиция (Польша) и другие.

В 1958 году факультет открыл новую специализацию – педагог-балетмейстер. Работу по подготовке педагогических кадров возглавили прославленные мастера – Н.И. Тарасов и М.Т. Семёнова. Впервые в отечественной практике началась подготовка педагогов широкого профиля – по классическому, народно-сценическому, дуэтному, историко-бытовому танцам и фигурному катанию.

Сегодня кафедру хореографии ГИТИСа возглавляет народный артист СССР, артист балета, балетмейстер, педагог-хореограф, художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет» В.М. Гордеев.

Преподаватели кафедры хореографии ведут постоянный поиск новых методов обучения, из года в год пересматриваются учебные программы и планы, вводятся новые дисциплины: изучение образцов классического наследия, методики и композиции дуэтного танца, особенности работы балетмейстера с дирижёром и художником, а также балеты современных хореографов, драматургия балета, психология художественного творчества. Ежегодно кафедрой проводятся практические семинары с приглашением отечественных и зарубежных мастеров.

Кафедрой хореографии ведётся большая научная работа. Кафедра хореографии ГИТИС является базовым научно-методическим центром нашей страны в области теории хореографического искусства.

Балетмейстерский факультет ГИТИСа закончили многие иностранные балетмейстеры и
педагоги-хореографы. Многие из них основали новые танцевальные коллективы и труппы, осуществили яркие постановочные работы в таких странах, как США, Германия, Канада, Англия, Австралия, Франция, Китай, Болгария, Польша, Чехия, Словакия, Югославия, Египет, Япония, Ирак, Монголия, Вьетнам, Эфиопия, Мексика, Куба и другие. На балетмейстерском факультете успешно функционирует заочная форма обучения, предназначенная в основном для ведущих мастеров балетного театра, которые проявляют способности к постановочной и педагогической работе. Они получают высшее хореографическое образование без отрыва от исполнительской деятельности.

За минувшее время профессорско-преподавательский состав балетмейстерского факультета пополнился молодыми специалистами. Факультет бережно сохраняет и развивает лучшие традиции русской школы классического танца и педагогический опыт известных мастеров, которые заложили основы воспитания балетмейстеров и педагогов-хореографов.