Факультет осуществляет подготовку театральных критиков, историков театра и журналистов в области сценических искусств

4

года, очно бакалавриат

Направление подготовки 52.03.05 Театроведение, профиль «Театроведение»

4

года, очно бакалавриат

Направление подготовки 52.05.06 Драматургия, профиль «Драматургия»

4,5

года, заочно бакалавриат

Направление подготовки 52.03.05 Театроведение, профиль «Театроведение»

Театроведческий факультет
Главный учебный корпус.
Москва, Малый Кисловский пер., д. 6

Арбатская

Зайчикова Ольга ВячеславовнаДекан театроведческого факультета

Мастерские факультета

Деканат театроведческого факультета

Телефон деканата:
Адрес деканата:

Главный учебный корпус.
Москва, Малый Кисловский пер., д. 6

Арбатская

Зайчикова Ольга Вячеславовна
Декан театроведческого факультета
Исхакова Анастасия Робертовна
Секретарь кафедры истории театра России и кафедры истории зарубежного театра
Лукашкина Валерия Владиславовна
Специалист по учебно-методической работе заочного отделения
Мининкова Надежда Николаевна
Специалист по учебно-методической работе 1 категории

История факультета

19

31

Театроведческий факультет ГИТИСа был создан в 1931 году. Cпустя четыре года факультет на некоторое время прекращает своё существование. Это случилось, когда Теакомбинат (так тогда назывался ГИТИС) был снова преобразован в Государственный институт театрального искусства и среди трёх факультетов (режиссёрского, актёрского и директорского) нового учебного заведения не нашлось места театроведческому. Факультет был закрыт в ходе реорганизации. Открылся вновь в 1937 году.

19

49

Следующей важной вехой (а возможно, и самой важной) в истории театроведческого факультета стал 1949 год – год кампании по борьбе с космополитизмом. «Дело о театральных критиках» повлекло за собой разгром театроведческого факультета ГИТИСа. 1949 год разделил жизнь факультета на «до» и «после».

Борьба с космополитами. Дело о театральных критиках

Это была идеологическая кампания советского руководства, нацеленная на подавление инакомыслия в среде интеллектуальной элиты. Она имела характер государственного антисемитизма, разворачивающегося под флагом борьбы с антипатриотическими настроениями и «низкопоклонством перед Западом». Начавшись с разоблачения «одной антипатриотической группы театральных критиков», травля распространилась на литературных критиков и далее на всю творческую и научную интеллигенцию. Последствия кампании были различны — от увольнений с мест службы первых фигурантов до арестов и даже расстрела тринадцати членов Еврейского антифашистского комитета.

Активный период кампании продлился всего несколько месяцев, однако последствия её были ощутимы ещё не один год. «Борьба с космополитами», так или иначе, коснулась всех, кто в это время был связан с театроведческим факультетом ГИТИСа (как преподавателей, так и студентов). В конце ноября 1948 года с директорской должности был снят С.С. Мокульский, на его место был назначен работник сельскохозяйственного отдела ЦК – М.А. Горбунов. После февральского Учёного совета были уволены преподаватели театроведческого факультета Б.В. Алперс, Г.Н. Бояджиев, К.Г. Локс, А.М. Эфрос, Н.М. Тарабукин, А.А. Аникст, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, С.Н. Дурылин, Л.А. Малюгин, М.С. Пекелис и другие. Опальные театроведы долгое время были лишены возможности работать и печататься. Пострадали также и некоторые студенты: был отчислен В.М. Гаевский, заставили уйти из аспирантуры И.Л. Вишневскую. В 50-е годы часть студентов и преподавателей были восстановлены, но театроведческий факультет никогда полностью не оправился от разгрома…

Постепенно творческая и научная жизнь факультета восстанавливалась. Выпускники возвращались на родные кафедры преподавателями, тем самым сохраняя главную традицию института – преемственность поколений. До сих пор основный принцип – «ученик – учитель – ученик» – является определяющим в подборе педагогических кадров. Так, традиции отечественного театроведения и театральной критики органично сочетаются с традициями театральной школы.

19

78

Важно отметить и то, что именно в недрах театроведческого факультета зародился и будущий продюсерский факультет, когда в 1978 году было создано отделение планирования и организации театрального дела и соответствующая кафедра. В 1992 году продюсеры начали самостоятельную жизнь в структуре ГИТИСа, а театроведческий факультет снова вернулся к системе двух кафедр – истории театра России (заведующий кафедрой – Б.Н. Любимов) и истории зарубежного театра (заведующий кафедрой – А.В. Бартошевич).

Смотреть
всю историю