25/09 2023
15:00
Пн

25 сентября в 15:00 в читальном зале библиотеки состоится научная дискуссия «Целительная сила театра», проводимая СНТО.

Студентка 3 курса театроведческого факультета Екатерина Кукушкина выступит с докладом «Инклюзивный театр: практика и осмысление действительности на примере „Театра простодушных“», в котором расскажет об истории инклюзивного театра в России, связанного с демократизацией общества, давшей возможность заниматься творчеством каждому человеку без исключения. За последние несколько лет были основаны разного рода организации, студии, мастерские, социальные проекты для людей с инвалидностью и особенностями развития. Одним из таких проектов является некоммерческая организация «Театр простодушных» — первый и единственный в России драматический театр для людей с синдромом Дауна, существующий уже 24 года. С момента появления нового художественного руководителя в 2020 году «Театр простодушных» начинает обновление собственного сценического языка, характеризующийся руководителем как «метамодерн». Причина перестройки специфики театра кроется в необходимости осмыслить новое время, ведь, как известно, спектакли социального театра отражают нашу действительность, и с ней нужно разговаривать на языке современности.

Куратор СНТО д. ф. н. Е. В. Шахматова предлагает для обсуждения тему «Театротерапия», предварив ее докладом о театротерапии в творчестве Н. Евреинова, который считал, что игра и актёрство могут иметь лечебный эффект. Высказав впервые мысль о связи театра и терапии в 1908 г. в рамках концепции монодрамы, в дальнейшем он говорит о сцене жизни. В «Театре для себя» (1916 г.) он разрабатывает основные идеи театротерапии и целительной силе, порождённой катарсисом. Возможность постоянно быть кем-то другим помогает быть подлинным, оставаться самим собой. Волю к жизни, избавление от недугов обусловливают чары театра. Театр лечит актёра, театр лечит и публику. На примере школьного спектакля «Так было — так не было» (1921 г.), который основывался на реальной истории влюблённости нескольких учеников в девушку-подростка, Н. Евреинов рассмотрел процесс изживания душевной травмы с помощью проигрывания на сцене событий из действительности. Мысли о тождестве театра и жизни получают развитие в его драматической трилогии «Двойной театр», составленной из трёх пьес: «Самое главное», «Корабль праведных» и «Театр вечной войны». Формулируя и увлечённо доказывая свои концепции, Евреинов намного опередил целые направления западной социальной психологии и психотерапии.

Для участия в дискуссии приглашаются студенты всех факультетов.

Главный учебный корпус.
Москва, Малый Кисловский пер., д. 6

Арбатская