12/12 2022
11:05
Пн
Именно так, с политическим оттенком звучала тема круглого стола, который провели ГИТИС и Российский фонд культуры: «Русские театры за рубежом — полпреды российской культуры». На дискуссию в Москве были приглашены директора и худруки русских театров Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Армении, Абхазии.
Сегодня на фоне оскудения дипломатических контактов международное сотрудничество в сфере культуры жёстко ограничено «дружественными странами». Но логистическая связь с ними, если иметь в виду Китай, Индию, Латинскую Америку и др., естественно, сложнее, чем раньше была с Западной Европой. Не каждая российская институция может позволить себе столь дорогое приглашение труппы из этих стран, например, на фестиваль или творческий гастрольный обмен.

Единственный выход из санкционного положения — вспомнить про бывшие национальные республики Советского Союза. Не случайно все международные фестивали в России с февраля сразу стали искать замены именно там и только так и оправдывали свой нелокальный статус, а значит, получали возможность подчеркнуть преодоление изоляции. Активно разрабатывает тематическое направление работы, в частности, Александринский театр. С одной стороны, другая страна, другая национальность, иной колорит, традиции, с другой, постсоветское пространство всё ещё крепко связано. Все бывшие национальные республики сегодня продолжают дело, начатое советской властью, — в них работают русские драматические театры. Действительно, институции уникальные, но давно позабытые родиной. И теперь у России возникает идея вновь окормлять ближнее зарубежье. Впрочем, сие внезапное культуртрегерство не скрывает политической мотивации: укрепление «русского мира» сейчас является в государственной повестке задачей номер один. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Именно так, с политическим оттенком звучала и тема круглого стола, который провели Российский институт театрального искусства — ГИТИС и Российский фонд культуры: «Русские театры за рубежом — полпреды российской культуры». На дискуссию в Москве были приглашены директор Государственного русского театра драмы имени Ф. А. Искандера Ираклий Хинтба (Абхазия), художественный руководитель Национального академического драматического театра им. М. Горького Сергей Ковальчик (Беларусь), директор Костанайского областного русского драматического театра Юрий Ивлев (Казахстан), профессор Академии искусств Университета Баня-Луки Елена Костич (Республика Сербская), художественный руководитель Ереванского государственного русского драматического театра им. К. С. Станиславского Карен Нерсисян (Армения), директор Акмолинского областного русского драматического театра Бейбит Бахтыгереев (Казахстан), начальник отдела театрального и изобразительного искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России Анна Грибанова, генеральный директор АО «ТВ БРИКС» Жанна Толстикова, директор Русского драматического театра в Узбекистане Олег Васильев, директор СПБ ГБУК «Театр-фестиваль «Балтийский дом» Сергей Шуб, исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ Анатолий Иксанов, завлит Государственного академического русского драматического театра Узбекистана Владимир Островский, начальник отдела подготовки и реализации проектов МФГС Тамара Носенко. Модератором встречи выступил ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС Григорий Заславский.

Ранее русскими театрами за рубежом из России систематически занимались только редкие энтузиасты — «дипломат от театра» Валерий Шадрин в Международной конфедерации театральных союзов, его память почтили на круглом столе минутой молчания. Или Сергей Шуб, директор петербургского театра «Балтийский дом», который 25 лет проводит Международный театральный фестиваль стран СНГ «Встречи в России» вместе с Россотрудничеством. Шуб выступил на дискуссии с дельным предложением помочь взаимодействию национальных и русских театров. Тему взаимодействия титульной нации и русских упомянул и Ираклий Хинтба — директор Государственного русского театра драмы имени Ф. А. Искандера в Абхазии. Например, в Казахстане на 21 национальный театр приходится больше 10 русских театров, но зрительское предпочтение отдается всё-таки национальным, и русские театры должны искать стратегии выживания. Впрочем, бывает и наоборот, заверил Карен Нерсисян, художественный руководитель Ереванского государственного русского драматического театра им. К. С. Станиславского, подчеркнувший особо уважительное отношение к работе театра с русским репертуаром в столице Армении.

Как раз на фестивале «Встречи в России» весной 2022-го и было впервые объявлено представителями Минкульта, что со следующего года в федеральном бюджете будут предусмотрены средства на создание постановок и закупку нового современного оборудования (определена потребность 12 театров из 8 стран) — именно эти графы расходов практически отсутствуют в бюджетах русских театров за рубежом. Все эти 30 лет русские театры маргинализировались из-за финансирования в отделившихся странах по остаточному принципу и отсутствия приоритетного внимания. Теперь на круглом столе было объявлено о ещё одном решении: «Русские сезоны» (госпроект в 2023 году будет проведён как раз на территории Узбекистана и Казахстана, тогда как ранее география была европейская) выделят дополнительный грант на постановочные расходы и техническое оснащение таких театров.

Но есть и более комплексная проблема — кадровый голод. Отсутствие высококлассных специалистов узких театральных профессий, когда-то решавшееся «распределением». Эту проблему сегодня проанализировал и начал исправлять ГИТИС в рамках спецпроектов «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» и «ГИТИС: русская театральная школа за рубежом», организовывая выезд творческих команд выпускников ГИТИСа совместно с выпускниками Школы-студии МХАТ на постановки: режиссёров, хореографов, сценографов, художников по свету (редчайшая профессия для многих стран СНГ). Выпуск спектакля, таким образом, не только пополняет репертуар, но и является повышением квалификации для местных актёров. Несмотря на работу театральных академий в странах СНГ, театры крайне нуждаются в «молодой крови» и без помощи извне не могут заманить к себе даже режиссёров, потому что зарплаты и гонорары низкие, да и фондом служебного жилья мало кто из учреждений располагает. Но и с актёрской профессией не всё так гладко: зачастую труппы сегодня составляют выходцы из коренного населения стран, прекратился выпуск русских актёрских курсов в местных театральных вузах, на обычном наборе на 10 студентов может приходиться только три этнических русских, то есть нарастает проблема чистоты русского языка на сцене.

Однако неудивительно, что националистические взгляды на этих далёких островках русской культуры достаточно сильны — такое «побочное явление» отстаивания своих интересов. Неоднократно на круглом столе поднималась тема «Стыдно или не стыдно сегодня быть русским театром». «А нам не стыдно», — как кулаком по столу стукнул, сказал Сергей Ковальчик, художественный руководитель Национального академического драматического театра им. М. Горького в Минске (когда-то Первого русского театра БССР), его энергично поддержал коллега из Казахстана Юрий Ивлев, директор Костанайского областного русского драматического театра. Два руководителя даже взялись спорить, у кого посещаемость больше, как лучше мерить — в процентах заполняемости зала или в количестве сыгранных спектаклей в неделю. Ведь это отражает востребованность у русскоязычной аудитории! И, кажется, с этим у жаждущих развиваться театров проблем почти не бывает.

Но объединяет русские театры, например, Средней Азии и Кавказа не только язык, но и традиции русской театральной школы, которые закладывали русские театральные деятели как в начале прошлого века, так и во времена эвакуации в годы войны. Систему Станиславского увозили с собой, как известно, и эмигранты. Сегодня вновь актуализируется память о глубине её распространения, не знавшей когда-то языковых и национальных границ. Удивительный рассказ Елены Костич, профессора Академии искусств Университета Баня-Луки Республики Сербской и ученицы народного артиста СССР Владимира Андреева, об актёре Художественного театра Юрии Ракитине, товарище Мейерхольда, уехавшем после революции и приглашённом в Югославию преподавать актёрское мастерство и работать над развитием и заложением основ современного сербского театра, прозвучал тому подтверждением.

Источник: Независимая газета
Фото: Елизавета Рощина