09/01 2023
13:20
Пн
24 декабря в Белгородской государственной филармонии состоялась премьера мюзикла по мотивам русских сказок «Варвара краса — длинная коса». Режиссёр-постановщик спектакля — студентка ГИТИСа Полина Пимахова рассказала «БелПрессе» об учёбе в ГИТИСе, своём профессиональном дебюте в родном городе и планах на будущее.
«Варвара краса — длинная коса» — первая постановка Полины в Белгороде и первая в её режиссёрском портфеле сказка. В филармонии мюзикл, определённый его авторами как семейный, стал ещё и по‑настоящему новогодним.

Если начинать сначала, то первым шагом Полины Пимаховой на пути к режиссуре стали занятия в театральной студии «Играем жизнь» под руководством Николая Ошнурова при Белгородском дворце детского творчества. «Тогда студия называлась „Играем в жизнь“, — рассказывает она. —Николай Анатольевич поселил во мне любовь к театру, к сцене, к искусству в принципе. Я была чтецом, много выступала на конкурсах, играла... В принципе, мне кажется, любой режиссёр должен сначала попробовать поиграть на сцене сам, а потом только что‑то ставить». После школы девушка поступила на факультет режиссуры, актёрского искусства и хореографии БГИИК. «Прелесть театральной профессии — актёрской, режиссёрской — в том, что режиссёры немного учатся на актёров, а актёры — быть режиссёрами», — говорит она. Окончив БГИИК, Полина поступила в ГИТИС на факультет музыкального театра. «Сначала мечтала о Питере, потом о Москве, и к концу учёбы в Белгороде поняла, что хочу поступать именно в ГИТИС, — признаётся она. — Уже полученное образование помогло поступить и учиться в Москве. Мне дали знания, навыки, я пришла не чистым листом. Но иногда это мешало. Ведь оно накладывает определённый отпечаток, ты привыкаешь к каким‑то вещам. Но когда ты приходишь в другой вуз, к другому мастеру — это другая школа, даже внутри вуза между мастерскими есть конкуренция». Сейчас Полина — студентка режиссёрской группы Мастерской Александра Тителя и Игоря Ясуловича. «Вообще ГИТИС — это место, где ты ходишь рядом с легендами. И это очень здорово, потому что первый год у меня было такое странное ощущение: „Я хожу рядом с такими людьми, как...“. И там можно долго перечислять», — признаётся будущий режиссёр. В прошлом году Полина поставила музыкально-драматический спектакль «Паника в Ла Скала» по мотивам пьесы Дино Буццати. Его показы прошли в двух московских библиотеках.

— Полина, новогодний мюзикл «Варвара краса — длинная коса» — ваш дебют на белгородской сцене. Мечтали ли вы поставить спектакль в родном городе, и как это случилось?
— Конечно. Я думаю, что каждый, кто приехал в Москву учиться из какого‑то другого города, на самом деле этого хочет. Ректор ГИТИСа Григорий Заславский позвонил директору белгородской филармонии Светлане Боруха и рассказал, что есть я, студентка-режиссёр из Белгорода. А филармония как раз планировала детский спектакль. Это было летом, и с этого всё началось. Дальше дело было за выбором материала, потом шли отсмотр артистов на роли, подготовительный процесс: работа с художником, балетмейстером. С октября мы уже начали постановочный процесс.

— Кто выбрал «Варвару Красу — длинную косу» для будущей постановки: вы сами, филармония или решение поставить именно этот мюзикл было совместным?
— Материал очень удачно и своевременно подсказал художественный руководитель филармонии Евгений Алешников. Он предложил эту сказку, мне она понравилась. Перерабатывать многое в ней не пришлось. Единственное, мы добавили несколько вещей, которые нам нужны были для сценического воплощения спектакля, и реплики про Новый год.

— С чего вообще начинается сказка?
— С режиссёрского замысла. Сначала ты сидишь и думаешь, о чём и какой будет твоя постановка, разбираешься с текстом пьесы. Потом встречаешься с художником, обсуждаешь с ним будущую работу. Через время художник предлагает эскизы костюмов и декораций, вы их корректируете, корректировок может быть очень много. А затем всю эту нашу совместную работу утверждает художественный совет. После этого и начинается работа с артистами.

Я была в Белгороде наездами, поэтому у нас не было возможности репетировать каждый день или раз в неделю в течение месяца. У меня было несколько заездов около недели каждый плюс-минус несколько дней в зависимости от того, какие у меня были дела в ГИТИСе, насколько меня отпускали. Приезжаешь — и неделю работаешь. Я безумно благодарна артистам филармонии, потому что настроиться на каждодневные репетиции с самого утра до самой ночи из‑за того, что у режиссёра нет возможности разбить репетиционный процесс на несколько месяцев или на месяц, непросто. Это здорово, что они на это согласились.

— Какой замысел у вашего спектакля?
— Мне очень хотелось, чтобы спектакль был интересен и детям, и взрослым. Когда я сама ходила на детские спектакли, казалось, что иногда родителям на них становилось скучновато. Поэтому, когда представляли эскизы художественному совету, я говорила о многослойности замысла. Первый слой — самый простой, сказочный: добро, зло и их противостояние. И это слой для детей. Второй — для взрослых: о детях, их родителях, об отношениях между поколениями. Мне хотелось поставить об этом спектакль, и хорошо, что подвернулся такой материал, который отвечал моим внутренним запросам.

— Расскажите о своей постановочной команде.
— Со мной работали также приглашённые из Москвы сценограф Анастасия Плохих и хореограф Елизавета Матвиевич. Они обе из ГИТИСа, Настя родом из Воронежа, уже выпускница, а Лиза ещё учится и выпускается в следующем году. С Настей нас свёл случай, мы получаем одну и ту же именную стипендию Фонда «Вольное дело», а Лизу как хореографа мне посоветовал декан балетмейстерского факультета нашего вуза. Это очень талантливые специалисты, хотелось бы, чтобы у них всё сложилось.

— Вы впервые сегодня увидите «Варвару красу — длинную косу» вместе со зрителями?
— Да. Я смотрела трансляцию показа, но видео не передаёт эмоции, энергию. А самое главное, я считаю, что спектакль получился только тогда, когда в зал зашли зрители, сели, посмотрели его и ушли из зала. Им понравилось или не понравилось, или они остались равнодушными, но они увидели твоё детище — вот только тогда спектакль состоялся. И я сегодня в первый раз его посмотрю вместе с белгородскими зрителями.

— Пригласили кого‑то из своих близких сегодня на мюзикл?
— Родителей и брата. Они придут и посмотрят спектакль впервые вживую. Мы снимали прогоны, но мой папа принципиально не смотрел видео. А вот мама видела абсолютно все записи, она обожает Кощея, каждый раз отзывается о нём восторженно. Родители не пришли на премьеру спектакля, хотя была такая возможность, сказав: «Мы пойдём вместе с тобой». Брат тоже ещё не видел постановку, поэтому для всей моей семьи это будет первый просмотр.

— В будущем у вас запланированы ещё две премьеры в Москве: опера «Чемодан» по сборнику рассказов Сергея Довлатова с таким же названием и в Москонцерте и опера «Дедушка смеётся» Александра Чайковского в Учебном театре ГИТИС. Как удалось превратить «Чемодан» в оперу?
— Это была моя задумка и мечта. Когда‑то я увидела ноты оперы «Кола Брюньон» Дмитрия Кабалевского, а потом много по ней работала, поставив отрывок. Наверное, спустя два месяца работы над отрывком, я поняла, что там нет стихов, только проза. И для меня это было открытием: мы привыкли оперу ассоциировать с поэзией, а здесь стихов нет. И я предложила «Чемодан» композитору Сергею Пантыкину как материал для работы — попробовать из него сделать оперу. Вернее, лайт-оперу, то есть немного облегчить себе жизнь: не писать стихов, взять диалоги, которые есть у Довлатова, разговорные сцены, положить их на музыку. В принципе режиссёр выбирает то, что ему близко. То, что легло на душу, что откликается, что заставляет плакать, нервничать, судорожно бегать по комнате.

Оперу «Дедушка смеётся» Александра Чайковского мы выбрали на курс, нас четыре режиссёра, и мы вчетвером её ставим. В ней четыре небольших действия, поэтому на нас она замечательно разложилась, каждый занимается своей частью. Понятное дело, мы работаем сообща, и перед тем, как начать работу, долго договаривались, обсуждали, предлагали. Хорошая черта на нашем курсе — уметь услышать друг друга и принять какую‑то точку зрения, если она лучше, чем твоя собственная.

— Есть ли в ваших планах или мечтах ещё одна постановка в Белгороде?
— Мне бы хотелось что‑то ещё поставить здесь, но в этот раз уже для взрослых. И, конечно, хотелось бы, чтобы это был музыкальный спектакль: опера, оперетта, есть очень хорошая мелодрама... В общем, хочется воплотить свои замыслы и мечты на белгородской сцене.

Источник: «БелПресса»
Фото: Алексей Дацковский