«Человек-театр» и «воплощение русской души». Какой запомнили Инну Чурикову


Народной артистки СССР Инны Чуриковой не стало 14 января. Она сыграла десятки ролей, среди них в кино — Марфушка в «Морозко», Жози в «Неуловимых мстителях», начинающая актриса в «Начале», баронесса в «Том самом Мюнхгаузене», а в театре — женщина-комиссар в спектакле «Оптимистическая трагедия», королева Елизавета в «Аудиенции». Её называют одной из самых самобытных и неповторимых артисток. Чурикова умела быть очень разной, при этом оставаясь собой.

«Человек-театр» и «воплощение русской души». Какой запомнили Инну Чурикову
Инна Чурикова была актрисой многогранного таланта и невероятной харизмы. Она закончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, а именно объединённый актёрский курс Щепкинского училища и ГИТИСа. Инна Чурикова соединила в себе всё лучшее, что есть в русской театральной школе, следуя заветам Малого театра, Станиславского, Вахтангова.

Выбор актёрской профессии Инна Чурикова называла своей судьбой. Вспоминала, что её мама всегда верила в то, что дочь будет блистать на сцене: «Когда была маленькой, я представляла себя волшебницей, летающей по разным странам и превращающей мышей в людей и наоборот. А мама всегда говорила, что я буду актрисой. Я не стала её огорчать и пошла учиться в театральное».

В Школу-студию МХАТ её не приняли. «Экзаменатор глянул на меня и спросил: „А знаете ли вы, кто есть Афродита?“ Я замотала головой. „Это богиня красоты, — пояснил суровый педагог. — Идите и посмотрите на себя в зеркало!“ Я побежала в туалет, посмотрела на себя и расплакалась. Но, видно, это была судьба — идти в Щепкинское училище», — рассказывала актриса в одном из интервью.

В фильме «Морозко», благодаря которому её заметили зрители, она снялась, будучи студенткой. «В съёмочную группу я попала случайно, — вспоминала Чурикова. — На тот момент я училась в Театральном училище им. Щепкина. У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу [режиссёр фильма Александр Роу] изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссёра, она-то меня ему и посоветовала».

Как рассказывала актриса, она так хотела получить эту роль, что готова была пожертвовать собственными зубами. «На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. <...> Потом было много забавных эпизодов. Но когда я пришла на озвучивание фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьёз подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино», — делилась она. К счастью, Чурикова продолжила сниматься в кино и сыграла в более чем 60 фильмах и сериалах.

Но несмотря на востребованность на экране, главным для неё оставался театр. Сначала — ТЮЗ, потом — работа по договорам в разных театрах, а с 1975 года Чурикова стала актрисой «Ленкома». На главную женскую роль в спектакль «Тиль» в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1990 года — «Ленком») её пригласил Марк Захаров.

Как вспоминают коллеги, Чурикову очень любили зрители. Всегда переживали и радовались вместе с её героинями. Народную артистку можно было увидеть, например, в спектаклях «Иванов» и «Чайка» по пьесам Антона Чехова, «Оптимистическая трагедия» по произведению Всеволода Вишневского, «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя, «Варвар и еретик» по роману Фёдора Достоевского «Игрок», «Ложь во спасение» по мотивам произведения Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя».

Из-за состояния здоровья она не смогла прийти в прошлом году на празднование 95-летия «Ленкома», где проработала почти полвека, но поздравила коллег с праздником в видеообращении. «Скучаю по всем артистам — ярким, талантливым, родным. Люблю всех-всех, кто трудится в этом театре», — сказала актриса.

Ее называют «человеком-театром», «человеком-легендой», «воплощением русской души». Обаяние, женственность, интеллигентность и харизма отличали и саму актрису, и её героинь. «Она была во всем прекрасна: и в работе, и в обычных человеческих отношениях», — делится глава Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин.

При этом Чурикова называла себя «обыкновенной актрисой». «Конечно, нелегко в трудную минуту сохранить в душе добро, свет, слушать и слышать людей, улыбаться, не зацикливаться на себе, не жалеть денег, не ставить их во главу угла. Не спорю: деньги сейчас очень важны. Но если они становятся смыслом жизни, сама жизнь теряет смысл», — говорила она в своих интервью.

В конце 70-х в судьбе Чуриковой появился режиссёр Глеб Панфилов, в картине которого «В огне брода нет» (1968 год) она создала образ художницы-самородка Тани Тёткиной. Затем Чурикова с успехом снялась практически во всех фильмах Панфилова, став одновременно его женой и музой. В числе достижений этого творческого союза — «Начало» и «Прошу слова», «Тема» и «Валентина», «Васса», «Мать», «Без вины виноватые».

Чурикова работала и с другими режиссёрами. Она снималась у Петра Тодоровского, Михаила Швейцера, Андрея Кончаловского, Владимира Меньшова, Никиты Михалкова, Марка Захарова, с последним её больше связывала сцена. Роли Чуриковой будут жить до тех пор, пока существует русский язык, считает генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», режиссёр Карен Шахназаров, который работал с ней вместе над фильмом «Курьер». «Это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. Гениальная актриса и, конечно, незаменимая», — добавил режиссёр.

Последней ролью в кино для актрисы стала мать главной героини в короткометражке Камилы Рамазановой «Будем вместе». За многие театральные и киноработы Чурикова отмечена государственными и общественными наградами, премиями и призами. Является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». «Я знал её более 40 лет и хочу сказать, что самая главная её награда как великой актрисы — это любовь зрителя», — говорит директор «Ленкома» Марк Варшавер.

Актриса умерла 14 января на 80-м году жизни. Прощание с Инной Чуриковой пройдет 17 января в Храме Христа Спасителя.

Источник: ТАСС