04/12
18:01
Сб
В феврале не стало выпускника ГИТИСа, профессора Екатеринбургского государственного театрального института Владимира Ивановича Марченко. На фестивале дипломных спектаклей его ученики показали «Калеку с острова Инишмаан» памяти мастера. О постановке мы поговорили с режиссёром спектакля, педагогом ЕГТИ Степаном Даниловых.
Почему выбор для дипломной постановки пал на произведение Мартина Макдонаха?

На фестивале мы представляем спектакль «Калека с острова Инишмаан» по одноимённой пьесе Мартина Макдонаха. Взгляд на данный материал упал случайно. Хотелось познакомить ребят с чем-то относительно современным и незаезженным, с острыми и разнообразными характерами, с большим количеством юмора с неповерхностным и современно звучащим смыслом. Ещё во время учёбы мне показалось, что Макдонах очень «русский автор». Проблемы маленьких бедных островков созвучны с проблемами русской провинции: все хотят уехать туда, где им кажется лучше. Герои его пьес — в Англию или Америку, мы же, подобно героиням Чехова — в Москву. Мы постоянно мечтаем о том, как прекрасно там, и причитаем, как плохо здесь. Не видим счастья перед собой.

Как шла работа над постановкой?

Если быть честным, работа над спектаклем была в какой-то степени нашим спасением. Дело в том, что через несколько дней после начала репетиций не стало нашего мастера народного артиста России Владимира Ивановича Марченко (выпускник ГИТИСа 1983 года). Мы вместе со студентами с головой окунулись в работу над спектаклем, ведь, как известно, работа спасает от мыслей, не даёт утонуть в тоске и боли утраты. Мы спасались смехом. Мы говорили о любви и счастье. О вечном, о важном. О герое, который потерял своих родителей ещё в детстве, но несмотря на свой недуг, пытается сделать всё, чтобы его родители им гордились.

На что стоит обратить внимание зрителю? В чём основная идея спектакля?

Нам было бы очень приятно, если бы за острыми характерами героев зритель сумел разглядеть людей: настоящих, с их болями, страхами, мыслями и мечтами.

Не пугает онлайн формат работы? Какие планы у курса на выпуск?

Онлайн формат работы нас не пугает, скорее огорчает. Мы уже второй раз пытаемся попасть с постановкой на фестиваль в ГИТИС, но пандемия никак не желает нам это позволить. Да, очень хотелось бы вырваться из обыденности, посмотреть спектакли других вузов «вживую», почерпнуть из них что-то новое, познакомиться с разными школами и ребятами. Но мы очень рады, что будет возможность хотя бы услышать мнение экспертного жюри. Да, мы понимаем, что спектакли на записи — это «совсем не то», что не может возникнуть того настоящего, магического, живого общения актёра со зрителем, благодаря которому театр всегда будет завораживать и притягивать. Но как говорится: на безрыбье и рак рыба. Планы у курса на данный момент самые обыденные: спокойно доучиться без локдаунов, успеть получить от обучения всё, что только возможно, а что будет после выпуска, как всегда, загадка. Кто-то планирует устроиться служить в театры в провинции, кто-то мечтает покорить столицу, кто-то даже хочет попробовать открыть свой театр. Поживём — увидим.

Участие в I Международном студенческом фестивале «GITIS-fest» приняли 15 театральных вузов из 6 стран. Видеозаписи постановок будут доступны к просмотру на YouTube канале Учебного театра ГИТИС до 10 декабря. Генеральным партнёром GITIS-fest выступает ОАО «РЖД». Показы проходят при участии Фонда поддержки и развития театрального образования.