03/08 2022
13:03
Ср
Впервые в истории суверенной Киргизии сначала в Бишкеке, а после и на Иссык-Куле педагоги ГИТИСа провели мастер-классы сначала для студентов, а после для своих коллег из русских драмтеатров центральноазиатских стран. Станут ли подобные школы традицией? Что должен уметь актёр? Как молодому таланту попасть на сцену? На эти и другие вопросы «РГ» ответил ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
— Заметили ли вы какие-то особенности у национальных творческих школ или они всё же больше придерживаются привычной системы Станиславского?
— Конечно же, особенности есть, и их довольно много, причём весьма интересных. С киргизской школой я не успел познакомиться настолько основательно, чтобы дать ей всестороннюю оценку. Думаю, всё впереди. Говоря же об особенностях национальных творческих школ в целом, привёл бы в пример Грузию. Критики старшего поколения писали, что их театр очень романтический. Взять хотя бы работы режиссёра Михаила Туманишвили. Особым образом выделяются эстонские и литовские театры.

С другой стороны, национальные школы сталкиваются с серьёзной проблемой, которую хотелось бы отметить отдельно, — острой нехваткой педагогических кадров. Как-то мне пришлось побывать в одном из русских драматических театров в Казахстане. На их сценах порой играют актёры, у которых и творческого образования-то не было. Это дети артистов старшего поколения. Происходит, я бы так сказал, вымывание профессии, что очень чувствуется. Причём как в национальных школах, так и в самих театрах. Чуть лучше ситуация в Казахстане. Там очень серьёзное отношение к образованию вообще. Кстати, именно из этой республики у нас в ГИТИСе обучается больше всего студентов.

Возможно, дело в том, что не всякая культура принимает театр как вид искусства. К примеру, в некоторых государствах сильны особые религиозные традиции. Другой пример: мы хорошо знаем, как много евреев было в русском театре, тогда как в самом Израиле театральная культура как таковая долго отсутствовала.

В Киргизии же мы пока провели две творческие школы. Первую — в Бишкеке для местных студентов. Она была организована благодаря представительству Россотрудничества в республике и лично его главе Альберту Зульхарнееву. Вторую школу провели на Иссык-Куле — уже для преподавателей по актёрскому мастерству из Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Это стало возможным при поддержке Фонда президентских грантов России и члена Попечительского совета нашего вуза Ивана Полякова. Очень надеемся, что проведение в Киргизии творческих школ станет традицией. Мы хотели бы, чтобы были представлены и другие центральноазиатские страны, но не получилось: слишком быстро всё делалось. Надеемся в следующий раз собрать представителей уже не двух, а трёх стран. Хотя 15 слушателей для такой школы — это нормально.

— Что сегодня должен обязательно уметь актёр, режиссёр или представитель другой творческой профессии, чтобы его работа была признана как зрителями, так и критиками?
— Правильно позиционировать себя в социальных сетях. Но делать это нужно достойно. Кроме того, необходимо очень чётко знать свои сильные и слабые стороны. Причём чем раньше придёт понимание, тем лучше. Выбрав творческую профессию, человек становится публичным. Ему важно думать не только о мастерстве, но и о том, как он преподносит себя в публичном пространстве. К примеру, если в соцсетях артист ругается последними словами, захотят ли с ним работать режиссёры? Дадут ли роль в фильме?

— Сложно ли сегодня пробивать путь молодым талантам?
— Жёсткая конкуренция в актёрской среде была и в советские времена. Уже тогда там приходилось бороться за место под солнцем. Что же говорить сейчас, когда установился безжалостный рынок. Всё, как в пьесе Людмилы Петрушевской «Квартира Коломбины», в которой пожилая актриса приглашает молодого артиста домой якобы для того, чтобы порепетировать. Она спрашивает его, о чем тот мечтает. «О роли Ромео», — признаётся он. «Ну что вы! Ромео — это возрастная роль», — отвечает актриса. Иными словами, театральная дедовщина бывает похлеще армейской, и изжить это явление пока не удаётся.

— Как вы относитесь к авангарду?
— Авангард в творчестве — это когда человек идёт какими-то неизвестными ранее путями, как в своё время делали Всеволод Мейерхольд, Ежи Гротовский, Анатолий Васильев. И вовсе не обязательно переворачивать всё с ног на голову.

К примеру, Константин Богомолов поставил пьесу «Таня» по одноимённой пьесе Алексея Арбузова. Это, на мой взгляд, безжалостный спектакль, где нет ни советских песен, ни какого-либо другого переиначивания. Мне кажется, это работа более авангардная, чем его постановка «Кармен», которая вызвала шквал критики. «Кармен» я бы, скорее, отнёс к постмодернизму, который как театральное направление родился в 1970-х годах.

В нашей стране постмодернизм бурно расцвёл в конце 1980-х и начале 1990-х и в общем себя уже исчерпал. Сам по себе он всё же рассчитан на культурного человека, у которого работают самые разные ассоциации. Большинство же сегодняшних зрителей, к моему большому сожалению, таковыми не являются.

— Появлялось ли у вас желание самому сыграть на сцене?
— Никогда не хотел быть актёром, хотя в своё время участвовал в любительских спектаклях. Одна из таких работ — «Сказка о рыбаке и рыбке». Я играл старика, а Дмитрий Бертман — старуху. Ещё один актёрский опыт, правда, не очень удачный, был в спектакле «Вишнёвый сад», который ставила Галина Волчек. Мы встретились с ней на какой-то премьере. Она сказала: «Мне нужен такой, чтобы мысль в глазах была, вроде тебя». Я пришёл на репетицию, а после двух часов работы сорвал голос. На том всё и закончилось, что ещё раз подтверждает: актёрское ремесло — тяжелейший труд. К примеру, по сценарию артист должен говорить шёпотом, но делать это надо так, чтобы его слышали в последних рядах...

Ещё мне было интересно узнать, как снимают фильмы. Я попросил свою приятельницу-продюсера дать мне какую-нибудь роль в её картине. Сыграл садовника-итальянца в сериале «Екатерина Великая». В итоге ещё раз убедился, что для игры в кино или театре нужны способности, которых у меня нет. Зато есть другие! Мне нравится придумывать какие-то интересные проекты и воплощать их в жизнь.

— Расскажите о самых интересных, на ваш взгляд, проектах ГИТИСа, которые вуз реализует в последнее время.
— Одним из них я бы назвал постановки спектаклей творческими командами выпускников ГИТИСа. В этом проекте нас поддерживают министерство культуры России и Росконцерт. В прошлом году вышло пять премьер в четырёх странах, в том числе «Ревизор» в постановке Константина Тришина в Русском театре в Бишкеке. В этом мы планируем семь спектаклей в четырёх странах.

В Казахстане у нас была возможность взять в команду балетмейстера, которая в своё время также окончила наш вуз. Это было очень приятно и важно. Ведь к нам приходят студенты из тех стран, где уже работают и доказывают свою эффективность наши выпускники.

Много абитуриентов у нас из Греции. Причём учатся на каждом курсе режиссёрского факультета. Пару лет назад у нас выпустился парень из Монголии. В том году из этой страны приехало уже несколько человек. Кстати, Кристофер Хью, сыгравший главного злодея в фильме «Игра престолов», везде указывает, что он — выпускник ГИТИСа.

У нас есть своё небольшое, но сильное издательство. В прошлом году мы выпустили больше 40 новых книг. В этом у нас целая серия посвящена 400-летию Мольера. Кстати, может, кто-то из читателей захочет принять участие в конкурсе на лучшую комедию и комедийный сценарий, который мы запустили на телеканале ТНТ к юбилею Мольера. Для нас важны международные книжные проекты. В прошлом году мы выпустили книгу современной каталонской драматургии, причём все пьесы там новые, написанные и поставленные в последние четыре-восемь лет. В этом — в Барселоне в июне вышла книга, которую собирал я, с пьесами российских драматургов разных поколений: от Леонида Зорина до Елены Исаевой. Конечно, я волновался, выйдет — не выйдет, и был рад, когда в мае получил вёрстку, а в июне мне написали, что книга издана.

Источник: интернет-портал «Российской газеты»