05/08 2022
14:00
Пт

5 августа 1987 года не стало Анатолия Папанова. Талантливейший актёр подарил отечественному кинематографу и театральной сцене множество запоминающихся образов. Его голосом говорят персонажи более сотни мультфильмов. Он был одинаково убедителен как в комических, так и в драматических ролях. Платформа «Смотрим» собрала фильмы и спектакли с участием Анатолия Папанова, а также интересные программы о нём.

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме. Его отец занимался театральной самодеятельностью, и мальчик рано приобщился к сцене. После того как семья перебралась в Москву, Папанов посещал драматическую студию и любительский театральный кружок. Руководителем был Василий Куза, которого актёр считал своим первым учителем.

«Когда я выходил на сцену, наступал пик счастливых ощущений. Я как будто летал», — вспоминал Анатолий Папанов. В программе «Острова» детально рассказывается о жизни и творческом пути артиста. Подробностями поделились его вдова Надежда Каратаева и дочь, актриса театра и кино Елена Папанова.

Когда началась Великая Отечественная война, Папанов ушёл на фронт. Он получил звание старшего сержанта и командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942-м Папанов был тяжело ранен и лишился трёх пальцев на ноге. Всего в 21 год будущий актёр стал инвалидом и вернулся в Москву, чтобы поступить в ГИТИС.

Фронтовик выделялся на фоне других ребят: он был самым взрослым, ходил в гимнастёрке и первое время пользовался тростью. Правда, после занятий Папанов с учителем танцев тренировался ходить ровно и спустя три месяца выбросил палку. Там же, в ГИТИСе, он встретил Надежду Каратаеву, на которой в дальнейшем женился.

Несмотря на то, что актёр кому-то казался грубоватым и простым, его коллеги по цеху говорили, что на самом деле он был совсем иным. «Он на самом деле был очень трогательным, мягким, стеснительным, чутким. Этого никак нельзя увидеть по его ролям», — отмечала Вера Алентова.

«Он был человеком чрезвычайно тонким, щепетильным и очень образованным, но никогда этого не показывал», — говорил о нём режиссёр Александр Прошкин в документальном фильме «Неоконченная война Анатолия Папанова».

В 1948 году по приглашению режиссёра Андрея Гончарова Папанов устроился в Московский театр сатиры, где проработал тридцать девять лет. Сначала он появлялся в эпизодических ролях, а спустя некоторое время его заметили. Актёр тщательно работал над своими образами: он очень любил необычный грим, много экспериментировал, предлагал любопытные решения для своих костюмов. «Он никогда не играл вполноги», — считает Вера Васильева. Папанову с лёгкостью удавалось завоевать любовь публики, и зрители подолгу не отпускали его со сцены.

«Я очень люблю театр, и я очень люблю кино, но работать предпочитаю всё-таки в театре. В театре всякое случается: режиссёр выбирает пьесу, распределяет роли… Если пьеса интересная и роль хорошая — это прекрасно. Но ведь бывает так, что и пьеса, и роль не по душе, а всё работаешь. В театре я сыграл около ста ролей. Некоторые играешь по семьсот-восемьсот раз», — вспоминал актёр.

Спектакль «Маленькие комедии большого дома» снят по лирическим и сатирическим новеллам Аркадия Арканова и Григория Горина. Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Татьяна Пельтцер и Михаил Державин воспроизвели на сцене истории из жизни москвичей 70-х годов ХХ века.

В спектакле «У времени в плену», в основе которого лежат произведения Всеволода Вишневского «Первая конная», «Оптимистическая трагедия», «Мы из Кронштадта», Папанов исполнил роль Сысоева. Его партнёрами по сцене стали Андрей Миронов, Татьяна Васильева, Роман Ткачук. «Анатолий Дмитриевич Папанов в образе Егора Сысоева тонко и нежно, с юмором и трагизмом показал вечного русского солдата на все времена», — пишет один из зрителей в комментариях к записи постановки.

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие…» — с этих слов начинается знаменитая комедия Гоголя «Ревизор». В телеспектакле Театра сатиры Городничего — «сурьёзного и очень неглупого по-своему человека» — сыграл Анатолий Папанов. Ему противостоит мелкий чиновник из Петербурга Хлестаков в исполнении Андрея Миронова. Городничий суетится, переживает, льстит, нервничает — глядя на него, зритель испытывает массу эмоций: от веселья до жалости. «Это будут смотреть во все времена! Я просто в восторге! Браво, бис! Низкий поклон артистам такого уровня!» — пишут в комментариях к записи спектакля.

Папанов неоднократно играл в кино ещё до войны, но, в основном, его роли были эпизодическими. Широкая известность пришла к нему после выхода картины «Живые и мёртвые», где актёр исполнил роль комбрига Серпилина. Надежда Каратаева в документальном фильме «Планета Папанова» рассказала, что режиссёру Столперу присмотреться к Папанову рекомендовал сам Константин Симонов.

Так же блестяще, как и драматические, Папанову удавались комедийные кинороли: контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке», Семён Васильевич в фильме «Берегись автомобиля», Кутайцев в «Дайте жалобную книгу» и, конечно, Ипполит Матвеевич Воробьянинов в «12 стульях» Марка Захарова. В экранизации романа Ильфа и Петрова роль Остапа Бендера досталась Андрею Миронову. Любопытно, что отношения актёров поначалу не складывались.

«Папанов высказывал мне что-то в духе: «Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности — это чёрствое пирожное и остывший кофе!» — вспоминал Марк Захаров в одном из интервью.

И всё же позднее артист сменил гнев на милость. Тандем Папанова и Миронова получился ярким, фразы героев стали крылатыми, а песни прочно закрепили за собой статус шлягеров. Любопытный факт: Захаров изначально не собирался включать песню «Белеет мой парус» в фильм, её предложил режиссёру Юлий Ким.

Помимо игры на сцене и съёмок в кино, Папанов занимался озвучкой мультфильмов. Тигр Шер-Хан («Маугли»), Наг («Рикки-Тикки-Тави), Король («Капризная принцесса»), Белый медведь («В стране невыученных уроков»), Водяной («Летучий корабль») — актёр подарил свой голос более ста сказочным героям. Особо любим зрителями всех возрастов мультипликационный сериал «Ну, погоди!», в котором Папанов озвучил Волка. Он относился к этой работе очень серьёзно.

Создатель мультфильма Вячеслав Котёночкин рассказывал о случае, произошедшем во время озвучивания одной из серий. Волк должен был тонуть и булькать. Для Папанова приготовили воду в стакане. Но актёру показалось, что всё нужно делать с максимальной достоверностью, поэтому стакан не подойдёт, понадобится ведро воды. Сказано — сделано. Папанов так увлёкся, что вымок с головы до ног, зато был очень доволен.

В документальном фильме «Ну, Котёночкин, погоди!» зрители могут увидеть уникальные кадры, запечатлевшие работу над созданием всеми любимых серий «Ну, погоди!», и узнать, как была написана знаменитая песня Деда Мороза и Снегурочки, которая и сегодня звучит на детских праздниках.

Источник: Smotrim.ru