24/03 2023
11:57
Пт

22 марта 2023 года кафедра истории изобразительного искусства провела конференцию «Романтическая битва во французском театре и живописи» для студентов 2 курса факультета музыкального театра (Мастерская Дмитрия Белова).

Конференция была призвана расширить знания студентов о таком важном для развития европейской и мировой культуры художественном движении, как романтизм.

Доклад Е. А. Забродиной «Путешествие в Марокко Эжена Делакруа: «романтический ориентализм» осветил одну из ярких граней романтизма, связанную с Востоком. Глава французских романтиков Эжен Делакруа посетил Алжир в составе экспедиции графа де Морни. Он сделал там множество зарисовок и пейзажных этюдов. В рисунках он запечатлевал своеобразие пластической красоты местных жителей. После поездки Эжен Делакруа создаёт ряд произведений на темы Востока, утвердивших течение ориентализма в живописи. Е. А. Забродина тонко проанализировала знаменитую картину Делакруа «Алжирские женщины», материал для которой художник почерпнул из впечатлений после посещения гарема. Студентам также была продемонстрирована серия картин Пикассо, интерпретировавшая шедевр Делакруа.

Доклад А. А. Трефилова был посвящён шедевру романтической оперы — «Роберту-дьяволу» Джакомо Мейербера. Сюжет основан на романе XIII века, либретто Эжена Скриба и Жермена Делавиня.

Премьера оперы Джакомо Мейербера «Роберт-дьявол», состоявшаяся 21 ноября 1831 года, ознаменовала собой не только начало блистательного этапа в истории мирового оперного театра, но и стала подлинным триумфом выдающихся художников парижской Оперы.

Экстраординарные художественные ресурсы, подключенные к созданию спектакля (новый директор Оперы Луи-Дезире Верон проделал огромную работу: помимо выдающихся певцов в спектакле принимал участие и Филиппо Тальони, создавший танцевальные номера, а роль Абатиссы на премьере танцевала его дочь, Мария) бросили вызов творческой фантазии художников, и итог произвел ошеломляющее впечатление на публику.

Опера сразу же получила успех, став началом европейской славы своего композитора и закрепив славу его либреттиста Эжена Скриба. Постановка положила начало новому взгляду на оперу — как на яркое шоу, демонстрирующее все возможности театрального коллектива. Декорации Анри Дюпоншеля (1794–1868) и Пьера-Люка-Шарля Сисери (1782–1868) были новаторскими. Дюпоншель ввёл технические инновации для постановки, в том числе «английские люки» для внезапного появления и исчезновения призраков.

Комплекты декораций «Роберта-дьявола» очень часто повторялись при постановках оперы на других сценах европейских театров. Любопытно в связи с этим посмотреть гравюры, изображающие сцены из спектаклей Шведской Королевской оперы и Королевского театра в Лондоне. Заметим, что на протяжении всего XIX века на сцене парижской Оперы спектакль шел с декорациями и костюмами, следующими образцам и эскизам Сиссери и Леполя. Здесь любопытно посмотреть две работы Дега, написанные между 1870 и 1876 годами, где очевидно заметно, что на сцене Ла Пелетье всё ещё (с премьеры 1831 года) висит комплект Сисери. Если посмотреть и полный комплект театральных макетов к постановке оперы уже на сцене Гарнье, можно с очевидностью убедиться, что макет Филиппа Шаперона полностью повторяет эскиз Сисери.

На примере гравюр и эскизов костюмов к премьере, выполненных Франсу-Габриэлем Леполем видно, что публике на премьере предлагались не костюмы, а продуманные образы, и спустя многие годы на разных сценах мира идеи костюмов парижской премьеры повторялись почти буквально, вплоть до крестообразных наколенных ремешков. Это поистине была опера, которую можно было не только слушать ушами, но и видеть глазами (по свидетельству современников).

Любопытно проанализировать редкие обращения к опере на сцене современных музыкальных театров. Для знакомства были выбраны два спектакля, где режиссёры становились авторами сценографии (Париж, Пале Гарнье, 1988, режиссёр и сценограф П. Ионеско; и Лондон, 2015, Ковент-Гарден, режиссёр и сценограф Л. Пелли), что весьма любопытно и отражает современный взгляд на театр XIX века, отчасти — поэтизированный, отчасти — полный иронии(как в спектакле Лоррана Пелли).

Анализ современных оперных постановок был особенно полезен как режиссёрам, так и актёрам факультета музыкального театра.