24/06 2022
17:06
Пт
С 10 по 19 июня 2022 года в Пермском академическом Театре-Театре прошла лаборатория молодой режиссуры. Её участниками стали студенты выпускного курса ГИТИСа Мастерской Олега Кудряшова: Ичэнь Лю, Катя Мохорт и Ярослав Жевнеров. В течение недели они работали с артистами Театра-Театра и представили 3 эскиза спектаклей для «Сцены-Молот».
В этом году куратор «Сцены-Молот» Марк Букин решил возродить режиссёрскую лабораторию в рамках фестиваля «Пространство режиссуры», которая с успехом проходила с 2013 по 2016 годы. За три года благодаря лаборатории репертуар «Сцены-Молот» пополнился 11 спектаклями, «выросшими» из работ участников.

19 июня на «Сцене-Молот» молодые режиссёры студенты выпускного курса ГИТИСа Мастерской Олега Кудряшова представили результаты своей работы.

«Однажды летним днём»
Режиссёр — Ичэнь Лю
Вместе с артистами Театра-Театра Натальей Макаровой и Дмитрием Захаровым режиссёр работала над пьесой норвежского драматурга Юна Фоссе. Сам Фоссе говорит, что пишет мелодию и текст, которые могут быть пропеты на всех языках мира, а также считает, что главное в его произведениях — это тишина.

В работе Ичэнь Лю огромное внимание уделяет мельчайшим деталям и жестам, а зрители погружаются в транс, убаюканные неторопливым, «покачивающимся» ритмом пьесы. Эскиз требовал от зрителя пристального внимания: очень легко упустить из виду, как в один момент героиня Натальи Макаровой «молодеет», а в конфликте темп повествования и действия начинает расти. Существование персонажей в каком-то зыбком, практически пограничном пространстве домика у фьорда уравновешивалось и «заземлялось» простыми бытовыми ритуалами, например, приготовлением яичницы на завтрак.

«Квадрат»
Режиссёр — Катя Мохорт
Литературная основа этого эскиза — манифесты Казимира Малевича, созданные в период написания художником картины «Чёрный квадрат» и собранные в одноимённую книгу. Изначальный замысел режиссёра «столкнуть» эти тексты с рассказом Владимира Сорокина «Белый квадрат» в процессе работы с драматургом Артёмом Обущаком несколько трансформировался, но сохранилась предложенная Сорокиным в рассказе ситуация: ток-шоу. В итоге герои «Квадрата», находясь в пространстве условной студии, в логике «Диалогов» Платона разговаривали об искусстве Малевича и искусстве вообще.

Роль ведущего принадлежала Михаилу Чуднову, его гостей — Олегу Выходову, Ольге Пудовой и Сергею Деткову. За манифесты Малевича отвечал студент курса АМТ Илья Курицын. В эскизе также были задействованы музыканты оркестра Театра-Театра. Отказавшись от традиционного амфитеатра, зрителей разместили на сцене: их соседями на местах гостей студии стали артисты, а ведущий взаимодействовал не только со своими гостями, но и с аудиторией.

«Котлован»
Режиссёр — Ярослав Жевнеров
Повесть Андрея Платонова в интерпретации режиссёра организована скорее ритмически, а музыка из эмоционального фона превращается в пульс и счёт, которому подчиняются «идеологически правильные» герои. В результате зрители всё время балансируют на тонкой грани между гомерическим смехом и настоящим ужасом. 

Победителем июньской лаборатории молодой режиссуры был признан эскиз «Квадрат» режиссёра Кати Мохорт. Спектакль по этому эскизу войдёт в репертуар «Сцены-Молот» в следующем сезоне. «Мы ещё не дошли до конца. Во-первых, продолжим работу над текстом. Например, мы пока не коснулись очень важной темы — „беспредметности“ в искусстве. Также в нашей работе много музыки, но на этапе эскиза это были в основном импровизации музыкантов, которые по очереди вливались в нашу работу. В дальнейшем к команде должен подключиться композитор — у меня уже есть кандидат на примете», — рассказывает режиссёр.

Следующую лабораторию молодой режиссуры планируют провести в декабре.

Источник: официальный сайт ГКБУК «Пермский
академический Театр-Театр»
Фото: Эльвир Магсумов