«Жирафовидный истукан» и оркестр эксцентричного танца. Как в России появился джаз
Сб
Музыкальный критик Александр Морсин — о первопроходце российского джаза и историческом выступлении первого
Первый джазовый концерт в истории России легко отнести к мифам: о нём могли рассказать лишь непосредственные свидетели, буквально несколько десятков. Не сохранилось ни фото, ни записей — ничего. Письменные воспоминания оставили тоже не самый широкий круг людей — ровно один человек, он в тот день сидел за роялем — Евгений Габрилович. Более того, концерт, оркестр и программу представления организовал не композитор и даже не музыкант, а поэт. Нескладный рыжеволосый литератор в костюме, объехавший к тому времени
Так был ли мальчик? Может, никакого концерта в осенней Москве тогда не было? Разве отечественная культура в 1922 году — в том самом, когда страну навсегда покинул Федор Шаляпин и отплыл «философский пароход», — приобрела
Джаз на бильярдном столе
Валентин Парнах (настоящая фамилия Парнох) родился в Таганроге в зажиточной еврейской семье врачей. Отец — владелец аптеки, мать — ординатор в больнице. Он с детства увлекался языками: сначала латынью и французским, позже немецким, испанским и португальским. В 1910 году после окончания гимназии с золотой медалью
Одновременно с учебой Парнах брал уроки игры на фортепиано у Михаила Гнесина, младшего брата будущих основательниц Российской академии музыки им. Гнесиных. По выходным занимался драматическим искусством в студии Всеволода Мейерхольда.
В 1915 году, в разгар Первой мировой войны и очередной волны ксенофобии в царской России, Валентин Парнах эмигрировал во Францию. Он быстро влился в круг парижских
Он много переводил, публиковался в дюжине европейских изданий и дотошно разыскивал следы средневековой еврейской культуры в испанской и португальской литературе. А ещё был невероятно жаден до сцены: Парнах занимался современным танцем, «пластическим искусством нового времени» и выступал приглашённым гостем в театральных постановках
Летом 1921 года в одном из парижских кафе Парнах впервые услышал музыку американского оркестра Jazz Kings под управлением барабанщика Луиса Митчелла. По легенде, поражённый незнакомой музыкой, Валентин Парнах вскочил на бильярдный стол и принялся танцевать так страстно и энергично, как никогда прежде. Это был момент истины:
И где, как не в послереволюционной России, он мог найти лучшую площадку для зарождения новой яркой музыки? Парнах решает вернуться на родину.
«Жирафовидный истукан» из чемодана
Валентин Парнах приехал в Москву с чемоданом, набитым инструментами, и собрал собственный оркестр.
Однако это был анонс не вечернего концерта, а фактически заседания музыковедов или по меньшей мере
В час дня 1 октября 1922 года на сцене Центрального техникума театрального искусства (позже — ГИТИС) состоялся доклад Парнаха «Новейшая музыка, поэзия, танец, кино Парижа». После доклада без пяти минут главный трендсеттер модной Москвы читал свои стихи, а затем выступал как дирижер «первого в РСФСР эксцентрического оркестра
Впрочем, побороться за зрительскую любовь и без того было кому. Заметнее всех на авансцене выделялся барабанщик и известный актер Александр Костомолоцкий, одетый как Пьеро: в огромной белой рубашке с длинными рукавами, он то и дело показывал пантомимы и корчил рожицы. На саксофоне — бывший полковой музыкант,
Точка невозврата
Кроме прочих, в зале находился нарком просвещения Анатолий Луначарский. Заручившись его одобрением, старый знакомый Парнаха Всеволод Мейерхольд пригласил артиста ставить танцевальные номера в своем театре. Совместная постановка не заставила себя ждать: премьера «Даешь Европу» по роману Эренбурга прошла уже в 1923 году. Это был первый случай, когда на отечественной театральной сцене в спектакль был введен полноценный
Правда, перед этим у оркестра Валентина Парнаха случился следующий, возможно даже более важный, чем дебютный, концерт в Москве. Артист решил сделать джаз фактом официальной советской культуры, для чего превратил шоу в выездное совещание культурной элиты. Выступление предваряло сообщение: «После доклада и демонстрации состоится обмен мнениями. К участию в дискуссии приглашаются [Всеволод] Мейерхольд, [балетмейстер Николай] Фореггер, [актриса Антонина] Шаломытова, [актер Борис] Фердинандов, [танцор Касьян] Голейзовский, [режиссер Сергей] Эйзенштейн и все работающие в области театра, танца и движения».
Сложно поверить, кажется,
Впрочем, без важных музыкальных последствий тоже не обошлось. Еще одним знаковым гостем «эксцентрического концерта» Парнаха был молодой Александр Варламов — в будущем прославленный советский композитор, аранжировщик и
Самого же Парнаха, кажется, было уже не остановить. Его
Точка невозврата была пройдена: отныне джаз — главная массовая музыка советского человека.
Очаги советского джаза
При всей важности сценического дебюта оркестра Парнаха как отправной точки в истории отечественного джаза для самих музыкантов, однако, это был не первый опыт игры на публике. За несколько месяцев до выступления в ГИТИСе ансамбль в том же составе участвовал в постановке спектакля «О хорошем отношении к лошадям» по стихам Маяковского, но в Петрограде пьесу быстро запретили, а в Москве она не снискала большого успеха. Новаторское музицирование «шумовиков» Парнаха осталось за кадром.
К тому же часто в творческих экспериментах артиста проглядывала тяга не к будущему, а к прошлому. В поэзии и публицистике — к давно умершим авторам, в музыке — к композиторам позапрошлых эпох. Так, оркестр Парнаха переигрывал на свой лад произведения Баха и
В интересе к джазу не отставали, кстати, и сами, пусть и живые, классики. В
Вместе с тем значение Валентина Парнаха и того легендарного концерта столетней давности сложно переоценить. Успех эксцентрического оркестра сделал возможным появление и других очагов джаза уже по всей стране. Оркестры Цфасмана, Утёсова, Ландсберга, Теплицкого, как и многие другие зачинатели раннего советского джаза, отталкивались от эффекта, произведенного Парнахом.
Почему его имя не встречается в брошюре «Джаз» Валерия Мысовского и Бориса Фейертага — первой книге о джазе на русском языке? Все объясняется годом издания —
Юбилейные гала-концерты
Имя Парнаха и роль его оркестра в становлении советского джаза были возвращены истории в начале
Осенью 2022 года масштабное празднование столетия российского джаза организует Фонд Игоря Бутмана, одного из самых известных в мире отечественных саксофонистов. В крупных городах от Калининграда до Хабаровска пройдет серия
Как бы на происходящее отреагировал Парнах, узнай он, к каким последствиям привели его «эксцентрические танцы»? Вероятно, выскочил на сцену и снова произвел фурор. «Концерт Парнаха — одно из важнейших событий, о которых нам известно. Возможно,
Источник: ТАСС