21/09 2022
13:42
Ср

19 сентября 2022 года доцент кафедры истории изобразительного искусства Н. Ю. Вавилина провела мастер-класс «Кабуки и барочная опера» для студентов 2 курса театроведческого факультета.

Cходство между японским театром кабуки и европейской барочной оперой не раз отмечалось исследователями истории театра. Параллелизм, в том числе хронологический, может оказаться случайным, но театральные природы итальянской оперы и кабуки кажутся если не идентичными, то происходящими из общего источника. Динамизм музыкального и танцевального действа, подчеркнутая экстравагантность жеста, костюма и грима; сложная механизация сцены (поворотный круг, например, впервые появился в театре кабуки ещё в середине XVIII века) с её подземной преисподней и небесными высями, полётными устройствами и провалами, иллюзорными чудесами и превращениями; наконец, свободное взаимодействие персонажей из мира людей и духов, явная одушевлённость каждого элемента, предмета, детали сценического оформления — всё это роднит кабуки с европейской оперой и позволяет нам рассмотреть их визуальную, зрелищную, составляющую в контексте барочной эстетики и возникновения театрального синтеза. Западный театр нередко обращался к наследию кабуки, а вот обратные заимствования начали происходить сравнительно недавно и носили характер скорее цитатный и сиюминутный. Тем интереснее первый опыт использования отдельных элементов аутентичной барочной оперы на сцене традиционного японского театра, в сочетании с приёмами театров, но и кабуки. Постановка «Повести о Гендзи» (2014, 2017 год — премьеры двух частей спектакля) с участием знаменитого актера кабуки Эбидзо Итикавы XI (с ноября 2022 он будет носить имя Итикава Дандзюро XIII) в роли блистательного принца Гендзи и Энтони Рота Костанцо, певца-контртенора, специализирующегося на барочном репертуаре, — удивительный и крайне успешный, с точки зрения критики и зрителей, проект, где два благородных искусства, разделённых пространством, но не временем, впервые сошлись в одной точке.