22/11 2022
11:05
Вт

18 ноября 2022 года на театроведческом факультете кафедрой истории зарубежного театра для студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и преподавателей театроведческого и актёрского факультетов была организована конференция «Театроведческие открытия XX века», посвящённая открытиям, совершённым в науке театроведение в XX веке.

Конференции преследовала цель выявить основные методы в изучении материалов, круг авторов, сделавших открытия как в западном, так и в русском театроведении.

Вступительное слово заведующего кафедрой зарубежного театра, профессора, доктора искусствоведения Алексея Вадимовича Бартошевича было посвящено основным авторам, сделавшим открытия в области театроведения. С докладами выступили профессор, доктор искусствоведения Видмантас Юргевич Силюнас, профессор, доктор искусствоведения Елена Григорьевна Хайченко, профессор, доктор искусствоведения Дмитрий Владимирович Трубочкин.

К концу XX века основное методологическое поле театроведения обрело определенную систему. С одной стороны, театроведческая наука сегодня исходит из того, что при изучении как театрального искусства вообще, так и любого произведения этого искусства никакой метод не может и не должен претендовать на универсальность. С другой стороны, можно уверенно говорить, что методологический арсенал науки о театральном искусстве — не простой, механический или эклектический набор инструментов. В современном театроведении можно выделить два своеобразных мегаметода, учитывающих два плана гуманитарного и искусствоведческого знания — методы исторические и логические, то есть теоретические.

Один метод основывается на поиске связей между произведениями, художественными системами и эпохами. В этом методе возможны разные философии искусства, разные подходы. Во-первых, это мифологическая школа, связанная с концепциями метафизических истоков культуры. Во-вторых, подходы к театру, тяготеющие к группе собственно исторических, куда следует отнести в существенных отношениях близкие между собой культурно-историческую и сравнительно-историческую школы («школами», как и в других случаях, именуемые именно по признаку единства методологической установки).

К другому методу, изучающему театральную ткань в её собственной логике, как данность, относятся такие строго теоретические школы, как социологическая, структуралистская, семиотическая, формальная, герменевтическая.

Конечно, ни один из методов нельзя назвать завершённым. Даже традиционные подходы, которые временами выглядят устаревшими, оказываются неожиданно востребованными, и тогда открываются их прежде не использованные ресурсы. В то же время рождённые в начале XX века методы, например, формальный, в последней четверти века были переосмыслены, существенно модифицировался и семиотический подход к художественному тексту. К тому же методы взаимодействуют: помимо эклектических вариантов, существуют и продуктивные взаимовлияния. Способность развиваться в реальном контексте косвенно подтверждает жизнеспособность метода.