Независимая газета: 400-летие Мольера в 2022 году отмечают во всём мире
Ср
В Издательстве ГИТИС вышел обновлённый перевод главной книги о французском драматурге.
ГИТИС, активно развивая сегодня собственную издательскую деятельность, выпускает книги, важные не только для современных гуманитарных наук, но и для живого театрального процесса. Так, за последние сезоны были опубликованы сборники новой российской и зарубежной драматургии, а в юбилейный год Мольера институт взялся за обновление русского перевода книги датчанина Карла Манциуса «Мольер. Театры, публика, актёры его времени». К началу июня в ГИТИСе готовят ещё одно юбилейное издание — сборник шести разных переводов (от
Датская монография с её первого издания в России (опубликована в 1922 году в переводе режиссёра и педагога ГИТИСа Фёдора Каверина, сделанном с французской версии) стала библиографической редкостью, а с момента написания в конце XIX века — одной из лучших в мировой мольеристике. Потому что помещала фигуру
Уникальная книга Карла Манциуса — своеобразный байопик великого драматурга, её успех в том, что написана она не сухим языком исследователя, а творческим человеком театра, знакомого с драматическим искусством и закулисной жизнью изнутри. Манциус сам был актёром и режиссёром, педагогом, играл в Королевском театре Дании. Его аналитические не только пиететные, но подчас и иронические размышления над превратностями личной и профессиональной судьбы Мольера, где так тесно сплетены были сцена и жизнь, а личность драматурга столь многогранна (Мольер — и актёр, и режиссёр, и директор собственного театра), читаются как документальный роман. Историческую и лингвистическую точность повествования, рисующего картину становления французского театра, для российского читателя и призвано усилить новое издание, где возвращены все авторские комментарии, уточнены цитаты из пьес сообразно с русскими переводами Мольера, ставшими за минувший век классическими, устранены «трудности перевода»
Авиньонский театральный фестиваль проведёт в июле конференцию о режиссёрских трактовках мольеровского наследия. На протяжении всего 2022 года в университетах Франции, Бельгии, Швейцарии и Америки запланированы симпозиумы, посвящённые изучению творчества основоположника национального французского театра с самых разных точек зрения. На специальной
На этот счет Карл Манциус приводит и легенду. Когда король спросил Мольера, каковы у него отношения с его лечащим врачом, драматург ответил: «Всё идёт прекрасно. Он прописывает мне лекарства, я их не принимаю — и выздоравливаю». Вообще забавных легенд, вымышленных и реальных, о чём автор монографии всегда предупреждает, в книге немало. Вот ещё одна про жизнь Мольера — и тоже «смех сквозь слезы», как часто и в его театре. Когда церковь, затаившая обиду ещё со времен «Тартюфа», отказала великому комедиографу в таинстве причастия, а погребение актеров было возможно только при условии, что умирающий отречётся от актёрской профессии, по легенде, король, позвав приходского священника, повелел ему похоронить Мольера по церковным законам. Священник извинился, объясняя, что погребение актёра в святой земле запрещено. Король спросил: «До какой глубины она святая?» — «До четырёх футов, ваше величество!» — «Хорошо. Похороните тогда на глубине шести футов, и вопрос будет решён». «Бесполезно говорить об абсурдности этой истории — невозможно представить Людовика ХIV шутящим на религиозную тему», — пишет Манциус.
Книга современна не только по динамичному стилю (переиздание еще больше отшлифовало его для русской версии). Читая сегодня о том, как власть напрямую повлияла на расцвет театра, задумываешься о параллелях и с российской историей, — какая среда способствует поднятию искусства на новые высоты и как это может быть парадоксально в исторической перспективе. Ведь восемнадцатилетняя эпоха кардинала Ришелье была связана с созданием во Франции абсолютной монархии. А вот избранные подробности занимательны уже в своем энциклопедизме: об эпохе ярмарочного фиглярства, о том, как директор театра мог получить вместо билетного взноса тумака от публики, а актёр порой ретировался со сцены, сбегая от гнилых яблок в руках раздосадованных зрителей, — такие сюжеты теперь остались только в исторических анекдотах.
Источник: Независимая газета