19/07 2022
13:36
Вт
Прошёл ровно год. Июль 2021 года выдался знойным, тяжёлым и... печальным. Ушла из жизни Римма Георгиевна Косачёва, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, чья профессиональная деятельность отмечена высокими государственными наградами.
Многие годы Р. Г. Косачёва вела преподавательскую работу в ГИТИСе и в Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Дорога её жизни была связана с этими старейшими учебными заведениями: выпускница консерватории, она связала свой научный поиск с ГИТИСом, защитив в его стенах диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения в 1974 г. Темой диссертации стали балеты французских композиторов в постановке Русской труппы С. П. Дягилева.

Сегодня трудно даже представить себе, какой новизной эта тема отличалась в те годы: материалов для исследования, доступных пытливой мысли, было немного, да и сама тема негласно входила в круг нежелательных. Лишь в самом начале 1990-х санкт-петербургское издательство «Композитор» выпустило две книги воспоминаний С. М. Лифаря, а в 1992 г. московским издательством «Актёр. Режиссёр. Театр» была создана серия «Les Ballets Russes», в которой вышли в свет воспоминания деятелей искусств, связанных с дягилевской антрепризой.

Впрочем, и с точки зрения идеологии того времени (1970-х) тема была не очень «актуальной», речь шла об искусстве русской труппы Дягилева за пределами Отечества.

Увлечённость, настойчивость, даже одержимость поиска вели Р. Г. Косачёву дальше. Результатом этих усилий стали исследование следующего десятилетия, докторская диссертация «Проблемы романтизма в музыке зарубежного балета (1917-1939)» и изданная на её основе монография «О музыке зарубежного балета».

Широко известно, сколь ярким, новаторским в своей сути, разнообразным по форме, идеям и смыслам был балетный театр исторического периода между двумя катастрофическими войнами. Балеты С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, французских композиторов группы «Шести», Э. Сати, М. де Фалья, Б. Бартока, К. Шимановского, К. Вайля (сотрудничавшего с Б. Брехтом), А. Блисса, балетмейстеров К. Йосса, Р. фон Лабана, М. Вигман, М. М. Фокина, Л. Ф. Мясина, В. и Бр. Нижинских, Дж. Баланчина, Н. де Валуа и многих других одновременно вызывали восторг и отторжение публики. Ожесточённые споры и в конце концов принятие новых стилевых форм были обусловлены, по меткому определению Х. Ортега-и- Гассета, «волей к стилю» (добавим здесь — волей ко множеству стилей этого судьбоносного времени).

В этом головокружительном разнообразии художественных явлений Р. Г. Косачёва нашла особый смысл, раскрыв проблему соотношения романтизма как явления, утвердившего себя и в музыке, и в балете с новыми тенденциями, определёнными ею как «антиромантические».

Оказалось, что исследуемая эпоха определена совершенно новыми чертами — «романским» по сути сюрреализмом и продуктом немецкой культуры — экспрессионизмом, а в балете данного периода энергично проявился социально-критический посыл. По мнению Р. Г. Косачёвой, эти направления черпали силу не столько в противопоставлении влиятельному предшественнику — романтизму, сколько развивали заложенные в нём тенденции, каждый — по-своему. Убедительно, на широком историческом фоне Р. Г. Косачёва раскрыла внутренние противоречия и показала глубинное сходство столь внешне разных явлений.

Следующей по времени публикации стала её монография «Пути развития финской оперы» — первая в отечественном искусствознании работа, посвящённая исследованию композиторского творчества страны, граничащей с Советским Союзом (Российской Федерацией). Присоединённая к Российской империи в 1809 г. и обретшая самостоятельность в 1917 г., Финляндия прошла сложный путь становления оперного искусства, как в композиторском творчестве, так и в обретении сценической реальности уже созданных опер.

Европейская и русская оперные культуры к началу ХХ в. имели богатейшие традиции, что, с одной стороны, дало мощный импульс развитию оперы в Финляндии, а с другой, явило сложность соответствия высоким образцам. Национальное своеобразие финского художественного опыта, помимо народной, песенной и танцевальной традиции, достоинств творчества Я. Сибелиуса, было предопределено открытием национального эпоса «Калевала», записанного Э. Лённротом в 1835 г. и впоследствии вдохновившего на создание многих произведений для музыкальной и драматической сцены.

В этой книге Р. Г. Косачёва ведёт повествование, начиная с самых ранних явлений на оперной сцене, уделяя внимание крупным произведениям, таким, как опера «Юха» А. Мериканто, созданная в 1920-е годы, но увидевшая свет рампы спустя почти 40 лет. Внимание исследовательницы привлекали оперы 60–80-х гг. XX в. Это оперы Т. Мартинена, А. Саллинена, Э. Раутаваара, И. Куусисто, П. Хейнинена и др.

Многие оперы финских композиторов приобрели широкую международную известность. В Москве были показаны оперы А. Саллинена и П. Хейнинена. Учитывая появление большого числа оперных сочинений и их постановок, в особенности в рамках международного фестиваля в Савонлинна в 1960–1980-е гг., Р. Г. Косачёва выявила внутренний смысл развития оперного искусства Финляндии через сочетание идей романтизма и антиромантизма в литературной основе, сюжетах и в музыкальном языке. Эти идеи, по её мнению, получили развитие в уникальном сплаве национально окрашенных романтических концептов с образностью авангардного музыкального языка, что отражало все интонационные искушения этого исторического периода.

Выводы, сделанные Р. Г. Косачёвой, позднее обрели художественное подтверждение. Так, например, опера К. Саариахо «Любовь издалека», исполненная в 2000 г. на фестивале в Зальцбурге, вдохновлена историей жизни трубадура Жоффре Рюделя де Блай (с включением одной из его песен в текст либретто). Это сочинение подтверждает прозорливость суждений исследователя о романтических и антиромантических свойствах сюжета и музыкального языка, изобилующего сходством интонационных образов импрессионистской фактуры с превалирующей красотой сонорных звучаний.

Большое количество статей Р. Г. Косачёва посвятила проблемам современной русской музыки самых разных жанров. Работа на Гостелерадио СССР и в журнале «Советская музыка» выявили её талант журналиста, живущего напряжённой творческой жизнью в резонансе с явлениями отечественной музыки. Её перу принадлежат статьи как о творчестве корифеев русской музыки, так и о тех, кто только вступал в активную творческую жизнь. Впервые на страницах «Советской культуры» в 1980 г. она представила вниманию публики ныне всемирно известный ансамбль «Виртуозы Москвы» под руководством В. Т. Спивакова, а также тогда ещё неизвестных, а ныне маститых композиторов А. Л. Рыбникова, М. А. Минкова, В. П. Артёмова, О. Б. Галахова, А. В. Чайковского.

Смолоду Р. Г. Косачёва вела активную общественную деятельность во благо развития музыкального искусства. В 1970-е годы плодотворно работала в «Творческом объединении молодых композиторов и музыковедов» при Союзе композиторов г. Москвы (под руководством К. С. Хачатуряна). Её неравнодушие и истовая гражданская позиция в деле музыкального просветительства проявились в полной мере, когда она была членом правления и заместителем председателя (1985) Московской композиторской организации, а в 1986–1991 гг. — секретарём правления и заместителем председателя правления Союза композиторов СССР. Р. Г. Косачёва организовывала посвящённые музыкальному искусству нашей страны международные конференции, симпозиумы в разных государствах мира.

С 1976 года и вплоть до кончины Р. Г. Косачёва заведовала кафедрой истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств Российского института театрального искусства — ГИТИС. Её лекции помнят студенты разных специальностей и факультетов. Многим из них запомнились широта эрудиции, глубина и прозорливость суждений, внимание и чуткость к входящим в мир искусств молодым людям.

Как организатор научных исследований кафедры Р. Г. Косачёва проявила себя в создании сборников научных трудов: «Музыкальный театр: драматургия и жанры», «Моцарт: пространство сцены», «Музыка-театр». По её инициативе и при её живейшем участии появился на свет трёхтомный коллективный труд преподавателей ГИТИСа и Московской консерватории — «Антология музыкального театра московских композиторов второй половины ХХ века», объединивший исследовательские статьи, интервью, рецензии. За эту работу Р. Г. Косачёва была удостоена звания лауреата премии Москвы в области литературы и искусства. С 1993 года Р. Г. Косачёва — профессор Московской консерватории, где ею был создан авторский курс «Оперный театр».

Обаяние личности, острый юмор, доброжелательность и внимание останутся в памяти всех, кому довелось встретить Римму Георгиевну на своём жизненном пути. Друзей и коллег привлекала красота её облика и души. Её душевная щедрость не знала границ любви и к братьям нашим меньшим — кошечкам и собачкам. Справедливости ради нужно отметить, что её благорасположением пользовались не столь модные в наши дни спутники человека, обладающие богатой родословной. Совсем наоборот — она привечала обиженных и обойдённых, брошенных, нуждающихся в особых внимании и теплоте животных.

Вновь и вновь память услужливо напоминает об этапах её деятельности на научном поприще. Научные искания Р. Г. Косачёвой начались в 1966 году, по окончании обучения в консерватории.

С того момента прошло 55 лет. Круг жизни, круг творчества замкнулся.

К. Л. Мелик-Пашаева