30/05 2023
17:40
Вт
Круглый стол «Театральное образование в эпоху вызовов и перемен» прошёл в ОП РФ 25 мая по инициативе Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия и Общественного совета при Министерстве культуры РФ. В дискуссии приняли участие ректоры и преподаватели ведущих театральных вузов, издатели периодических специализированных изданий, искусствоведы, члены творческих союзов. Эксперты обозначили проблемы, которые необходимо учитывать при реформировании высшего театрального образования.
Открывая встречу, председатель комиссии ОП РФ Ирина Великанова напомнила, что в феврале 2023 года в послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин предложил изменить систему высшего образования в России и вместо действующей Болонской системы вернуться к традиционному сроку обучения в высших учебных заведениях (от четырёх до шести лет).

«Уже в мае вышел соответствующий указ Президента, в котором обозначено, что пилотный проект по реформе образования будет проходить в российских вузах с 2023 по 2026 год. Этот эксперимент устанавливает два уровня высшего образования: базовое, срок обучения по которому составит от четырёх до шести лет, и специализированная магистратура сроком до трёх лет. Эксперимент позволит создать свою собственную, суверенную систему обучения, которая будет основана на всём лучшем, что впитала в себя советская система образования. Перемены в дальнейшем коснутся и театрального, и художественного образования в целом», — рассказала Ирина Великанова.

В этом контексте чрезвычайно важно понять, как будет развиваться театральное образование в будущем, так как это вопрос сохранения и дальнейшего развития богатого театрального наследия, которыми обладает Россия, отметила спикер.

Первый заместитель председателя комиссии ОП РФ, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС Григорий Заславский рассказал, что в своё время переход России к Болонской системе образования вызывал недоумение даже у представителей самого Болонского университета.

Тем не менее, новую реформу образования необходимо проводить предельно внимательно, чтобы не допустить новых ошибок, полагает член ОП РФ.

«Например, при возврате к системе образования на базе специалитетов нужно обязательно вернуть пятилетнее обучение в вузах. Также нельзя забывать, что роль классического образования, в том числе в сфере театрального искусства, — это воспитание не только специалиста, но и личности. Это то, что было в классическом российском и советском университетском образовании», — подчеркнул Григорий Заславский.

С другой стороны, за годы обучения по Болонской системе ряд вузов разработал интересные программы, добавил спикер.

«Так, Российский государственный университет сценических искусств в Санкт-Петербурге разработал очень интересное предложение по магистратурам, и это то, что можно сохранить. Но если можно вернуться к классическому специалитету в театроведении, то об этом тоже стоит думать», — подчеркнул Григорий Заславский.

Председатель Общественного совета при Министерстве культуры РФ, и. о. заведующего кафедрой сочинения Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александр Чайковский рассказал, что после перехода на Болонскую систему стало заметно, что уровень образования в творческих вузах упал. Поэтому общественный совет решил попросить все творческие союзы и высшие учебные заведения определить главные проблемы, с которыми они сталкиваются в учебном процессе. Оказалось, что у многих вузов различной направленности проблемы схожие, отметил спикер.

«Для меня было очень интересно услышать, что вузы, работающие в области изобразительного искусства, сталкиваются с катастрофической нехваткой кадров производственной направленности. Это, например, литейщики, кузнецы, ковальщики. У нас в музыке катастрофически не хватает настройщиков инструментов или мастеров по ремонту», — сказал Александр Чайковский.

Поэтому инициатива Президента по разработке реформы, которая вернёт российское высшее образование к лучшим традициям прошлого, пришлась как раз вовремя, продолжил спикер. Для вузов, выпускающих будущих работников сферы искусства, это дополнительный импульс, чтобы подумать над тем, какую систему обучения в данной области надо создать, подчеркнул Александр Чайковский.

Ректор Высшего театрального училища (института) имени М. С. Щепкина, заведующий кафедрой истории театра России ГИТИСа, профессор Борис Любимов подчеркнул, что он очень рад поручению Президента России, которое касается проведения пилотного проекта по реформе высшего образования в стране. По его словам, о недостатках Болонской системы образования говорилось ещё в то время, когда Россия только присоединялась к Болонскому процессу, но никаких результатов это обсуждение не дало.

«А сейчас, когда уже есть соответствующее поручение Президента, нужно грамотно и разумно его выполнить. Я очень рад, что это „оболонивание“ наших студентов заканчивается», — заявил Борис Любимов.

Он напомнил, что одним из аргументов в пользу перехода на Болонскую систему обучения было то, что российские выпускники, будучи магистрами и бакалаврами, смогут хорошо трудоустроиться на Западе.

«Я только руками разводил: мы придумываем систему для того, чтобы помочь людям уехать из страны. Сейчас есть поручение вернуться к классическому университетскому образованию с учётом того нового, что принесло последнее десятилетие. Мы будем жить не вопреки Болонскому процессу, а благодаря тому, что у нас будет возрождаться классическое университетское образование. Это чрезвычайно важно, и это вытекает из соответствующих указаний Президента», — подчеркнул Борис Любимов.

Эксперты сошлись во мнении, что в рамках предстоящей реформы чрезвычайно важно ввести пятилетний специалитет, сохранив при этом разнообразие программ по магистратуре, особенно по тем специальностям, где такая форма обучения даёт хорошие результаты, в том числе в качестве дополнительного образования.

Кроме того, участники дискуссии коснулись того, что за последние годы в России появилось огромное количество вузов, которые готовят театральных специалистов, не имея при этом никакого опыта в данной сфере образования. Часто речь идёт о непрофильных вузах, которые по основному профилю никак не связаны с театральным искусством. Эти вузы выпускают специалистов низкого уровня, которые потом не могут найти достойное применение своим «знаниям» на рынке труда.

Обсуждались также вопросы оплаты труда преподавателей художественных вузов. По мнению участников дискуссии, она не должна напрямую быть связана с учёными званиями. Во многих театральных вузах работают высококлассные педагоги, актёры, которые не обязаны учиться в аспирантуре и защищать кандидатские и докторские диссертации, чтобы доказать своё мастерство.


Источник: официальный сайт Общественной палаты РФ