23/09 2022
12:07
Пт

В рамках мероприятий недавно появившегося в ГИТИСе Студенческого научно-творческого общества студенты театроведческого факультета 21 сентября отправились во ВГИК на открытую дискуссию и дебаты на тему «Загадочная слепота чеховедов и режиссёров. Удивительные вещи, которых 120 лет никто не замечал в пьесах Чехова».

Дискуссию начал Александр Викторович Минкин — выпускник ГИТИСа, журналист, театровед и писатель. Ёмко и неожиданно в его докладе «Золотой ключик от двери, ведущей к расколдовыванию «Вишнёвого сада» сошлись парадоксы и тайны последней пьесы Антона Павловича Чехова. Он поведал о таких «секретных» деталях, которые годами скрывались от глаз самых опытных режиссёров. Например, каков же всё-таки размер вишнёвого сада и как в нескольких сотнях гектаров умещается вся Россия. Или: Лопахин — представитель новой формации или благодетель и спаситель Раневской.

В качестве его оппонента выступил учёный-философ и методолог, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник института философии РАН Вадим Маркович Розин. Он зачитал слова из найденной им на просторах интернета нелицеприятной рецензии некой блогерши на одну из последних книг Минкина, который, оскорблённый некорректным методом ведения дискуссии, покинул аудиторию. Досталось от В. М. Розина и К. С. Станиславскому с товарищами артистами за то, что они не поняли и переиначили пьесу Чехова.

В завершении выступил Игорь Николаевич Горбачев, преподаватель ВГИКа и аспирант кафедры режиссуры, который поделился с участниками своим видением известной чеховской пьесы «Три сестры». Он обнаружил множество намёков, на которые не обратит внимание даже самый заинтересованный читатель. Но именно в таких деталях и можно найти ключик к разгадке характеров героев.

Столкновение взглядов и подходов к прочтению Чехова вызвало бурную дискуссию: нужно ли рассматривать героев Чехова с социокультурных позиций как реальных людей и выискивать между строк детали их биографий и хронологию событий, или всё-таки мир драматурга принадлежит художественной действительности.

Текст: Л. Халимова
Фото: В. Буслаева