22/07 2022
21:50
Пт
В рамках проекта «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» 20 июля выпускники и студенты ГИТИСа представили постановку «Правда — хорошо, а счастье лучше» по пьесе Александра Островского в Брестском академическом театре драмы.
В творческую постановочную команду вошли выпускник Мастерской Олега Кудряшова, режиссёр Михаил Бехтерев, выпускница Мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, художник-сценограф Татьяна Анастасова и студентка Мастерской Владимира Кириллова, балетмейстер Елизавета Матвиевич. Работа с актёрами театра над новой постановкой в Бресте шла в течение полутора месяцев.

«Мы взяли классику, поскольку следующий сезон — юбилейный: 200 лет Александру Николаевичу Островскому. И, понятно, что театр хотел, чтобы в репертуаре был этот автор. Двухактную пьесу ставить за такое короткое время — это очень сложно, практически нереально, и если бы весь театр не помогал, наша команда, конечно, ничего бы не успела. В спектакле хотелось сказать, как важно любить друг друга, дружить, объединяться, как важно сейчас в окружающем нас мире, полном агрессии, вражды, насилия, найти то, что нас объединяет, что делает нас всех сильнее, дружнее, лучше, благороднее», — делится режиссёр Михаил Бехтерев.

Пьеса Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» — комедия о любви и счастье, которые живут в сердцах людей и торжествуют в финале постановки на сцене Брестского театра. «Действие происходит в яблоневом саду, в богатом поместье, это я и попыталась изобразить на сцене: яблони, постамент — такой просцениум, можно сказать. В сценографии отражены конец лета, какие-то назревающие чувства, появляются мотивы Райского сада, Райских яблок. Всегда для авторов спектакля классно, если зритель ассоциирует себя с персонажами, и это — задача максимум: чтобы проблемы, которым уже двести лет, резонировали с проблемами, которые есть здесь и сейчас. Если получилось — то здорово, если нет — то это всё равно живо и насыщенно. Я думаю, что человек, который придёт на спектакль, в любом случае не зря потратит время», — рассуждает сценограф Татьяна Анастасова.

Как и сценография, хореография претерпевала значительные изменения в ходе репетиционного процесса, так как творческая команда ГИТИСа день ото дня находила более красочные решения для различных сцен, способствующие наилучшему раскрытию персонажей пьесы. «Главной задачей было путём хореографии и пластики передать яркий, индивидуальный образ каждого героя. Мы очень тщательно подошли к подбору музыкального материала, который сразу наталкивает зрителя на характер героев. Пьеса очень многогранна и простора для творчества много. В этой интерпретации мы ввели линию воспоминаний главного героя, которая полностью решена пластически, не обошли стороной и общие хореографические сцены», — рассказывает хореограф Елизавета Матвиевич.

«Не знаю, насколько у нас всё получилось, но, в любом случае, мне кажется, эта работа послужила укреплению связей между нашими странами, между белорусским и русским театрами, и стала гарантом дальнейшего сближения, взаимообмена и существования в одном культурном поле, как это и должно быть. Мне кажется, что такие проекты делают нас ближе друг к другу, и это очень важно и хорошо, и надо продолжать дружить, и тогда всё будет здорово!» — добавил режиссёр Михаил Бехтерев.

Спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» стал первым опытом сотрудничества ГИТИСа и Брестского академического театра драмы, который, в свою очередь, всегда с радостью принимает молодых театральных специалистов, давая им возможность набраться опыта. Художественный руководитель Александр Козак называет это принципиальной позицией театра. «Мы со многими творческими вузами работали, работаем и будем работать. Вообще наш театр отличается тем, что любит давать работу, дорогу молодым режиссёрам. Это наша позиция. У нас не один раз ставили дипломные спектакли выпускники нашей Академии искусств [Белорусской государственной академии искусств], Санкт-Петербурга и других городов и государств. Такой опыт с ГИТИСом у нас впервые, и, я думаю, что он принёс хорошие творческие плоды. Мы надеемся, что будем продолжать эту работу с ГИТИСом и дальше. В этот раз, на мой взгляд, ребята проявили себя уже как профессиональные режиссёр, художник и хореограф. Работа была интенсивная, понравилось и вашей команде у нас работать, и нашим актёрам приятно было познакомиться с новыми взглядами, понятиями в театральном искусстве. Такое взаимообогащение всегда полезно для творческих работников. Я думаю, что результат достойный. И надеемся, что новый сезон мы откроем этим спектаклем, и он будет долго идти и приносить радость и актёрам, и зрителям», — поделился он.

Все участники творческой постановочной команды отметили высокий уровень значимости проекта «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом», а также невероятную атмосферу творчества и взаимопонимания, царящую во время работы как с белорусскими коллегами, так и друг с другом.

«Конечно, мне кажется, очень важно то, что сейчас происходит, — это международное сотрудничество ГИТИСа с другими странами и театрами. Это очень важный взаимный культурный обмен. В Республике Беларусь нет никакого языкового барьера, и, в принципе, мы находимся с ними в одном культурном поле, у нас одна театральная школа, нас очень многое объединяет, весь какой-то бэкграунд у нас единый. При этом всё равно существуют определённые различия. И эти различия скорее не профессиональные: когда приезжаешь, то видишь, что очень всё похоже, но там присутствует немного другое человеческое наполнение. Народ Беларуси — это очень добрые, открытые, доброжелательные люди. Они с радостью идут на контакт и очень помогают. Здесь ты приезжаешь и чувствуешь, как с первого дня это всё важно не только артистам, которые очень трепетно относятся к работе, но и театру. Я никогда не видел, чтобы так помогали и постановочная часть, и завпосты, и главный художник, и цеха — все стараются помочь в работе, что-то сделать, и как-то всё помочь организовать. Конечно, из-за этого очень по-человечески приятно было находиться в Брестском театре и работать над постановкой», — рассказал режиссёр Михаил Бехтерев.

«Я думаю, что творческая команда определённо сложилась. С Михаилом сработались быстро, постоянно предлагая друг другу идеи, которые и были воплощены. С труппой театра тоже сразу нашли общий язык, они чудесные, за такое короткое время помогли нам всё это создать», — поделилась балетмейстер Елизавета Матвиевич.

«Работа над спектаклем проходила хорошо, у нас с Мишей и Лизой одна школа, мы всегда найдём общий язык, а дальше — притираешься уже к театру, к людям, которые там. На меня это всё произвело очень приятные впечатления. Красивый, чистый, аккуратный город, очень добрые люди: все улыбаются, все модно одеты. Впечатления у меня самые приятные, благодарна ГИТИСу за такую возможность», — отметила сценограф Татьяна Анастасова.

Проект «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» проходит при поддержке Министерства культуры России и информационной поддержке ФГБУК РОСКОНЦЕРТ. В этом году выпускники и студенты-дипломники ГИТИСа и Школы-студии МХАТ уже выпустили постановки в Абхазии, Казахстане и Белоруссии, впереди — премьеры в Киргизии и ещё два спектакля в Казахстане.