16/12 2022
10:20
Пт
В Жамбылском областном русском драматическом театре состоялся премьерный показ спектакля «Дубровский» по пьесе Виктора Гроссмана в постановке выпускницы ГИТИСа, режиссёра Татьяны Родиной. Вторым режиссёром выступил заслуженный артист Дагестана Артур Абачараев, художником-постановщиком пьесы является студентка ГИТИСа Варвара Бабошина, а балетмейстером — Лия Ратия.
«В целях международного культурного обмена опытом, популяризации русской классики, духовного обогащения и нравственного воспитания молодёжи ГИТИС тесно сотрудничает с Жамбылским областным русским драматическим театром. При поддержке Россотрудничества в Казахстане мы решили поставить пьесу „Дубровский“ в оригинальном жанре — „Игра в разбойники“. Мы показываем всю историю пушкинского классического романа „Дубровский“, увиденную глазами крепостных слуг, втянутых в ненужную им войну двух дворянских кланов: Троекурова и Дубровского. Спектакль „Дубровский“ — о так называемом благородном разбойнике, о борьбе двух совершенно разных миров: хозяев и крепостных крестьян, но мы сделали эту пьесу задорной и озорной, с элементами современной музыкальной, танцевальной культуры, литературы, киноискусства», — рассказала режиссёр постановки Татьяна Родина.

Напомним сюжет известного произведения. Псарь Парамошка (актёр Адилет Кулмурзаев), слуга Троекурова, нагрубил барину — отцу Дубровского (актёр Бекназар Избасаров), тот не стерпел и подал в суд, но от суда и сам пострадал. Троекуров (его играет актёр Евгений Орлов) подкупает исполнителей закона и отнимает у соседа имение. Обида для старшего Дубровского становится роковой, он умирает. А когда приезжает сын Дубровского Владимир, то разгоревшийся вроде как местный конфликт из-за двух гордынь перерастает в большой бунт. «Лучше пожар, и имение никому не достанется», — решает Владимир и уходит, словно Робин Гуд — в Шервудский лес, в Кистеневскую рощу разбойничать. Но как-то раз разбойники грабят проезжего француза де Форжа (актёр Иван Иванов), которого выписал для обучения своего маленького сына Саши барин Троекуров. Владимир Дубровский переодевается гувернёром-французом и проникает в усадьбу Троекурова. Там он знакомится с его дочерью Машей (актриса Нурсулу Токтамурат), влюбляется в неё и приходит в замешательство — как дальше поступить, мстить ли Троекурову?

Точка, где закон и совесть вступают в конфликт между собой, становится отправным моментом для развития всей этой истории. Под колёса несущейся неведомо куда телеги русской жизни XIX века, погоняемой самоуправством и беззаконием, попадают две молодые жизни. Лейтмотивом через всю пьесу проходит грустная тема быстро утраченной юности, прощания с детством, игры в казаки-разбойники и дочки-матери, в которые в последний раз суждено сыграть Владимиру и Маше, а потом в один миг повзрослеть. Кстати, очень символично в этом смысле, что Владимира Дубровского играют сразу три актёра: Тимур Романюк, Виктор Майнашев и Темур Ичиков. Такой приём отлично показывает зрителям, как в одно мгновение может измениться судьба любого человека.

Как в русских народных сказках, герои стоят у придорожного камня и выбирают свою дорогу «честного человека». И тут нет третьего пути и компромисса. Честность как часть человеческого существа неотделима от него и диктует героям трагическую прямоту поступков. Для Маши честность — это выйти замуж за старого князя Верейского (актёр Анатолий Просалович), ведь она, по её словам, «ждала до последнего» ответа Владимира, он просто не успел спасти её от решения жестокого отца Троекурова. А для Дубровского честность — это признать своё поражение в борьбе против старого мира. Получается так, что нельзя быть благородным разбойником, разбойник — это всегда нарушитель закона, который ответит по закону. Пушкин, конечно же, одиноким бунтарем Дубровским намекал на декабристов. А режиссёр Татьяна Родина нашла свой ход: бунтарь сидит в каждом из нас. Недаром спектакль оканчивается такой мизансценой, где все актёры выбегают вперёд и выкрикивают: «Нет, это я Дубровский!».

Так как жизнь народа неразрывно связана со сказкой, с озорным весельем, то и в спектакле «Дубровский» соединены воедино сюжеты романа Пушкина с цитатами из его знаменитых сказок. Хорош и такой режиссёрский прием, где актёры говорят детские стихи-считалочки. «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана», «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?». Воображение, мечта — лишь детская игра, реальная же жизнь ведёт свой расчет, а кто ты будешь такой — затем для себя решает каждый зритель.

Примечательна работа художника-постановщика спектакля «Дубровский» выпускницы ГИТИСа Варвары Бабошиной. Декораций и реквизита минимум, все они легкие, передвижные, несущие глубокий смысл, переданный в жанре гротеска. Например, в качестве барских карет выступают в постановке поставленные на колеса поддоны из-под овощных ящиков, плывущая над Кистенёвкой луна — это блестящая декоративная тарелка в руках одной из актрис. А в качестве дупла дуба, куда кладут записки влюблённые, в пьесе выступает скворечник в руках самого маленького актёра Ратмира Майнашева в роли сына Троекурова Саши.

«Необыкновенное удовольствие я получила от просмотра „Дубровского“ в новом видении российского режиссёра. Замечательная хореография, простые, но прекрасные и продуманные костюмы артистов. А смысл пьесы прост — побеждает в итоге всё равно любовь, будь это любовь двух молодых сердец или любовь к Отечеству», — поделилась своим мнением одна из зрительниц Татьяна Бачилова.

«Мне показалась удачным режиссёрским решением игра со словами актрисы-рассказчицы в начале пьесы: „дуб“ и „Дубровский“, „златая цепь на дубе том“. Дуб — это крепкое, сильное, твёрдо стоящее на земле дерево. А в конце спектакля ведь неспроста Владимир Дубровский оставляет кольцо, предназначенное Маше, в дубе, словно в знак признания твёрдой убеждённости в своей правоте, в своих жизненных принципах. Здесь о многом можно задуматься», — рассказал ещё один зритель — школьник Артур Баклов.

Постановка была создана в рамках проекта «ГИТИС: русская театральная школа за рубежом» при поддержке Фонда президентских грантов.

Источник: жамбылская областная газета «Знамя труда»
Фото: Юрий Ким