Творческая команда выпускников ГИТИСа поставила спектакль «Волшебная лампа Аладдина» в Северной Осетии – Алании


Премьера спектакля «Волшебная лампа Аладдина» по мотивам одной из самых известных сказок из собрания «Тысяча и одна ночь» прошла в Театре юного зрителя «Саби» во Владикавказе.

Творческая команда выпускников ГИТИСа поставила спектакль «Волшебная лампа Аладдина» в Северной Осетии – Алании
В творческую постановочную команду вошли выпускники Мастерской Бориса Константинова и Виктора Антонова режиссёр театра кукол Нино Церцвадзе и художник-постановщик в театре кукол Хан-Али Аюбов.

«Работа над спектаклем шла нелегко. Сложно было бороться, конечно, в первую очередь со временем, потому что сроки были довольно короткие для спектакля театра кукол. Ведь мы очень зависим от визуальной части: от предметов, кукол, декорации, а времени было мало для их изготовления. С другой стороны, было интересно побеждать эти проблемы и продолжать оживлять сказку, придумывая как бы нам по-другому пошалить», — признаётся режиссёр спектакля Нино Церцвадзе.

Режиссёр совместно с художником-постановщиком придумали, как по-новому раскрыть уже всем знакомый сюжет. В постановке выпускников ГИТИСа историю о бедном юноше Аладдине рассказывают торговцы на восточном базаре.

«Художественное оформление должно было погружать зрителя в атмосферу Востока в первую очередь, а что может справиться с этой задачей лучше, чем восточный базар? Так родилось решение использовать лавки продавцов, которые служат планшетами для кукол. Каждая лавка — место действия. К примеру, лавка со специями — это пустыня, лавка со старыми мешками — это дом Аладдина. Художник по свету Юрий Лебедев идеально подчеркнул декорации и очень точно смог создать атмосферу, которую мы стремились достичь. Историю рассказывают сами продавцы открытым приёмом, мы не пытаемся их скрыть или делать вид, что их не существует, они такие же яркие и заводные персонажи, как и главные герои», — делится художник-постановщик Хан-Али Аюбов.

Зрители попадают на восточный базар сразу, как заходят в зрительный зал. Режиссёр спектакля Нино Церцвадзе и режиссёр по пластике Павел Фролов придумали для каждого героя свою мизансцену, которую он разыгрывает перед началом спектакля.

«Спектакль уже идёт, когда зритель заходит в зал, режиссёр Нино Церцвадзе и режиссёр по пластике Павел Фролов провели потрясающую работу, все 10 актёров без пауз чем-то заняты во время начальной суматохи, и за каждым интересно наблюдать, создаётся впечатление, что ты действительно находишься на восточном базаре», — отмечает Хан-Али Аюбов.

При этом каждому герою нового спектакля свойственна своя пластика, которая раскрывает не только характер персонажа, но и его жизненную историю.

«Мысль рождает слово. Мысль рождает жест. В истории о бедном юноше, пытающемся найти каждый день еду для себя и старой матери, не обойтись без подвижного поведения! Характер Аладдина и его нищета заставляют его крутиться, вертеться в этом мире, вследствие чего мир начинает крутиться вокруг Аладдина и истории, которую рассказывают нам простые рыночные торговцы! Отсюда и рождается форма поведения артистов, и кукол, и всего мира, окружающего наших героев! Спектакль состоит из каскада событий, чередующихся, сменяющих друг друга», — рассказывает режиссёр по пластике Павел Фролов.

По словам заведующей литературной частью Театра юного зрителя «Саби» Ирины Талхановой, работа над спектаклем многому научила юных артистов, пришедших в театр после окончания творческих вузов.

«70% наших актёров — это вчерашние студенты североосетинских вузов. Получив образование по специальности „Артист драмы и кино“, ребята постигают особенности профессии артиста театра кукол, погружаясь непосредственно в работу, приобретая и перенимая необходимые навыки на ходу от более опытных коллег. Многие считают, что артистом театра кукол может быть любой артист, но это убеждение неверно. Порой даже многолетнего опыта не достаточно, чтобы помочь молодым актёрам освоить эту непростую профессию. Поэтому возникает необходимость получить дополнительное профессиональное образование. Подобная совместная работа нашего театра с выпускниками ГИТИСа стала одним из возможных вариантов получить нужные знания и навыки», — говорит заведующая литературной частью Театра юного зрителя «Саби» Ирина Талханова.

Юные артисты театра кукол не просто приобрели новые навыки, которые пригодятся им в будущей профессиональной жизни, но и вдохновились процессом работы над спектаклем.

«Интересно было наблюдать, как у актёров менялось отношение к тому, что мы сочиняем. Для начала это для них была довольно простая инсценировка всем хорошо известной сказки, потом возник интерес к стилю спектакля и закрался вопрос: а может тут не всë так просто будет? Потом появился вкус к языку, который мы нащупали с режиссёром по пластике Павлом Фроловым, думаю, сейчас это переросло в драйв и любовь», — делится режиссёр Нино Церцвадзе.

Артисты театра признаются, что слаженная работа творческой команды выпускников ГИТИСа восхищала, а постановочный процесс по-настоящему объединил коллектив театра.

«Мы приобрели очень ценный опыт. Он сделал из нас большую команду, которая внутри постановки начала работать, как часы. Очень интересно было следить за порядком работы, за тем, как режиссёр и режиссёр по пластике находят решения для сцен. Их командная работа восхищала и заряжала! Надеемся, что ещё удастся поработать с ними и создать не менее, а может и более интересный спектакль», — подчёркивает актриса ТЮЗа «Саби» Камилла Браева.

«Спасибо всем, благодаря кому мы работали с такими крутыми профессионалами своего дела. Это незабываемый опыт. Для всех. Такой опыт необходим. Наш театр заработал по-другому. Ему и нам всем это было необходимо. Классно, что к нам приехал не только режиссёр, как это часто бывает, а целая команда. Я открыл для себя куклу. Это удивительный мир, в котором возможно всё. Жду нового опыта в ближайшем будущем», — отмечает актёр Сослан Гагулаев.

«На самом деле, очень объединяющая работа получилась. И это здорово! Плюс новые люди, новые методы и способы работы... И новые знакомства! Одним словом, очень богатым на знакомства, личностный рост, эмоции, на приобретение нового опыта и на самокопание выдался этот месяц», — признаётся актёр Марат Дзгоев.

Отношения, которые возникли во время работы над спектаклем, продолжают развиваться, а взаимодействие между выпускниками ГИТИСа и актёрами Театра юного зрителя «Саби» не прекращается и после окончания постановочного процесса.

«Нино и Хан-Али очень быстро влились в коллектив. На первой же встрече их приняли как специалистов, и это отношение не изменилось за всё время работы. Более того, это мнение утвердилось и закрепилось в умах всех без исключения участников, создававших этот спектакль. Даже сейчас, после завершения работы, они шлют бодрящие сообщения в рабочий чат перед каждым показом. Поддерживают. Вдохновляют», — рассказывает заведующая литературной частью ТЮЗа «Саби» Ирина Талханова.

Новый спектакль, созданный в дружеской творческой атмосфере, придётся по душе зрителям всех возрастов, которые, придя в зрительный зал Театра юного зрителя «Саби», смогут окунуться в волшебную восточную сказку.

«Спектакль о вере в чудо. О том, что всë возможно даже для простого маленького человечка по имени Аладдин. А если возможно для него, то возможно и для актёра, который рассказывает в нашем спектакле эту народную легенду. Именно эту веру в чудо и хочется передать каждому зрителю, который сможет найти своего джинна или понять, что сегодня он сам может поиграть в джинна для самого себя или для других. Для меня этот спектакль — личная маленькая победа, которая теперь будет напоминанием, что всë возможно», — говорит режиссёр Нино Церцвадзе.

Фото: пресс-служба Театра юного зрителя «Саби»