Творческая команда выпускников ГИТИСа представила премьеру спектакля «Дубровский» в Ульяновске
Пт
Эскиз нового спектакля родился в рамках театральной лаборатории «Пушкин в Молодёжном», посвящённой 225-летию со Дня рождения А. С. Пушкина, которая проходила в Ульяновском молодёжном театре имени Б. В. Александрова в феврале этого года.
«Мы познакомились с ребятами на лаборатории, и в этот раз уже ждали встречи друг с другом. Помогало, что актёры очень открытые, трудолюбивые. Это было обоюдное движение друг к другу и навстречу смыслам. Работа помогла и им раскрыться по-новому, и мне подумать о чём-то новом. Плотное взаимодействие, желание создать живой театр нас объединили. Я благодарен театру, он оправдывает своё название молодёжного, потому что мы могли смело пробовать что-то новое», — отмечает режиссёр Иван Орлов.
Команда Ульяновского молодёжного театра имени Б. В. Александрова с нетерпением ждала творческую команду ГИТИСа после проведения лаборатории для постановки спектакля, который имеет для них особенное значение.
«Для нашего молодого ещё театра, который позиционирует себя как театр-стартап, дающий возможности для реализации начинающим актёрам, режиссёрам, художникам, этот проект стал настоящим событием. Впервые нашей труппе удалось поработать с приглашенными режиссёром, художником, балетмейстером. Постановщики привнесли в наш театр множество новых элементов и идей, открыли новые возможности. Экспериментируя с формой и структурой всем известной повести, они предложили новые подходы к сюжету, персонажам и драматургии; внесли свежий взгляд на традиционные темы, переосмысливая их и привнося в них современные мотивы и контекст. Они помогли обновить и разнообразить наш репертуар и, я уверен, привлекут к нам новую молодёжную аудиторию, которая хочет получить неожиданный и захватывающий театральный опыт», — говорит директор и художественный руководитель театра Алексей Вячеславович Храбсков.
Остальные члены творческой постановочной команды ГИТИСа встретились с эскизом уже в процессе работы над спектаклем, и были поражены тем, насколько актуально сегодня звучит роман А. С. Пушкина «Дубровский».
«Когда Иван позвал работать над спектаклем, у него уже был готов эскиз, который они сделали с актёрами театра на лаборатории. Иван предложил не фиксироваться на найденном и начать всё почти с нуля. Это очень ценно, когда режиссёр не привязывается к результату и продолжает искать. Но я увидела эскиз, и он поразил меня своей пронзительностью, юмором и местами каким-то сломом ожиданий. Мы стали развивать его в спектакль. Сцена Ульяновского молодёжного театра довольно небольшая, цехов почти нет, и бюджет тоже скромный, но зато у людей море энтузиазма. Вот и захотелось, чтобы эта энергия раскрылась, зазвучала в пространстве, дошла до зрителя, чтобы он в первую очередь увидел не ограничения, а свет глаз», — рассказывает художник Нанна Шех.
Выбор произведения режиссёр Иван Орлов объясняет сложностью внутреннего мира романа, острым внешним и внутренним конфликтами, из-за которых герою практически невозможно остаться самим собой.
«„Дубровский“ зацепил нас тем, что в нём невероятно сложный и агрессивный мир. И нам было интересно, как человеку остаться человеком. Мы искали какой-то язык для этого спектакля. Думаю, между постановкой и зрителем будут интересные, сложные отношения. И после премьеры он будет наполняться, откликаться. Для меня это очень важный спектакль, первый в мой выпускной период, поэтому, конечно, он останется для меня значимым и памятным. Это путешествие стало для меня трудным счастьем», — делится режиссёр Иван Орлов.
Мир «Дубровского» в театре живёт по своим законам, всё вокруг постоянно движется, не останавливаясь, будь то пространство или герои. Каждый элемент спектакля имеет своё пластическое решение.
«Наш „Дубровский“ — подвижный, громкий, шумный, дымный спектакль. Могу сказать, что и у дыма тут случилась своя „хореография“. Само пространство во время спектакля изменяется и живёт по непредсказуемым правилам! Движением пронизано всё изначально. Следуя идеям режиссёра, я бережно направляла актёров по внутренним задачам, которые приводили к необходимой физической форме движения. Моё огромное восхищение и благодарность артистам молодёжного театра, что они со всем интересом и азартом „пошли“ в знакомые и незнакомые задачи. В спектакле родилось множество пластических решений и сцен, и в процессе репетиций моим основным акцентом стало то, чтобы они не превращались в отдельно стоящие танцы, а продолжали жить в ткани спектакля, двигая сюжет и линии героев. На месте устоять невозможно, и, надеюсь, зритель не устоит перед „Дубровским“», — подчёркивает хореограф Дарья Дерябина.
Художественное оформление спектакля продолжает тенденцию постоянного движения, стремления к изменчивости, будто проводя зрителей не просто через произведение, но сквозь весь мир творчества А. С. Пушкина.
«Конечно, мы стремились проявить пушкинские образы пира и мятежа, и золотистый блеск шампанского в бокалах, и даже сказочные мотивы. Но я не могу назвать это сценографией, всё-таки мы создавали пространство, живое, отзывчивое, оно реагирует на движения актёров. Свет тоже является частью этого пространства, он то создает бесконечность в этой маленькой коробке, то показывает всё без купюр, то создает атмосферу церкви или пожара, помогая действию. Свет мы тоже писали почти всем театром. В театре важен диалог: со зрителем, с автором, с актёрами и, конечно, диалог внутри команды. Мне совсем не интересно придумывать что-то у себя в голове, а потом идти и заставлять всех это воплощать. Как мне кажется, на выпуске „Дубровского“ диалог состоялся», — говорит художник Нанна Шех.
Между командой театра и постановщиками в процессе работы над спектаклем сложились тёплые дружеские взаимоотношения, поэтому, несмотря на короткие сроки, получилось создать яркий и глубокий спектакль.
«Это была очень насыщенная работа в довольно короткие сроки. Репетиции проходили очень плотно, подробно, спектакль создавался в тесном творческом взаимодействии с исполнителями. Множество моментов было создано, исходя из индивидуальностей конкретных актёров, которые очень живо откликались на предложения постановщиков. Вообще, как мне кажется, случилась обоюдная любовь, молодые актёры встретили ребят очень открыто, с большим доверием. И это обоюдное доверие создало удивительно плодотворную атмосферу на площадке. Иван Орлов проявил себя как режиссёр с богатой фантазией. Спектакль буквально рождался, придумывался в лабораторной среде, здесь и сейчас, бесконечно дополнялся мельчайшими подробностями. Поиск продолжался буквально до самой премьеры», — отмечает директор и художественный руководитель театра Алексей Вячеславович Храбсков.
Важную роль в работе над проектом сыграло взаимопонимание между участниками творческой команды ГИТИСа, их единство в подходе к постановочному процессу и желание прийти к результату не поодиночке, а в сотворчестве.
«Для меня было большой опорой то, что мы приехали командой, потому что мы занимались все вместе одним делом — созданием спектакля — и старались мыслить не узко в своих профилях, а спектаклем в целом, помогали друг другу. Это был взаимообмен, мы относились к сферам работы не как к трём направлениям театра, а как к созданию единого спектакля со всех сторон. Мне в этом плане очень повезло», — рассказывает режиссёр Иван Орлов.
Получившийся в итоге работы спектакль был хорошо встречен зрителем и получил высокую оценку от администрации, войдя в репертуар театра.
«Спектакль, как определяют сами постановщики, поставлен в жанре трагифарс. Острая форма, ирония, порой сарказм, который звучит в спектакле, оттеняют мелодраматическую линию главных героев, которая остаётся живой и искренней. Творческий эксперимент с пространством, формой, светом, яркие, острые характеры персонажей, стихия театральной игры вовлекают и не отпускают внимание ни на минуту. Вместе с тем, это спектакль-высказывание, где вся постановочная группа вместе с актёрами ведёт диалог со зрителем с человеческих и гражданских позиций, через личное отношение к происходящему сегодня между людьми в нашей стране и мире», — подытоживает директор и художественный руководитель театра Алексей Вячеславович Храбсков.
Фото: пресс-служба театра