21/03 2023
18:06
Вт
Режиссёр Татарского государственного академического театра им. Камала выпускник и педагог Мастерской Сергея Женовача Айдар Заббаров стал лауреатом премии Президента Российской Федерации Владимира Путина для молодых деятелей культуры 2022 года.

В Указе главы государства отмечается, что Заббаров удостоен премии за вклад в развитие отечественного театрального искусства.

Поздравляем!
В 2012 году Айдар Заббаров окончил татарский актёрский курс Казанского театрального училища Мастерскую главного режиссёра Театра им. Г. Камала Ф. Р. Бикчантаева и был принят в театр актёром. Но уже через год молодой артист драмы, ещё в студенчестве пробовавший свои силы в режиссуре, поступил в ГИТИС в Мастерскую Сергея Женовача.

Во время учёбы в ГИТИСе режиссёрские эскизы Айдара Заббарова привлекали к себе внимание, и, как пишут критики, «в Москве зашелестели о новом ученике Сергея Женовача» (О. Егошина, «Театрал»). Ну а после студенческого «Собачьего сердца» по роману М. Булгакова о нём заговорили как о молодом художнике с оригинальным мышлением.

В 2017 году, будучи студентом 4 курса, Заббаров поставил в Театре им. Г. Камала преддипломный спектакль под названием «Все плывут и плывут облака...». За постановку спектакля А. Заббаров был удостоен Премии им. Д. Сиразиева — татарского режиссёра-новатора ХХ в., творчество которого провозгласило новую эпоху в области поиска театрального языка.

Дипломной работой Айдара Заббарова стал спектакль «И это жизнь?...» (2018) по прозе Г. Исхаки. Постановка принесла шесть номинаций на Национальную российскую премию «Золотая маска» (2019), в том числе номинации «Лучший спектакль большой формы» и «Лучшая работа режиссёра», а также победу в номинации «Событие года» региональной театральной премии «Тантана».

Редкая гостья театральных подмостков — повесть «Белые ночи» Ф. М. Достоевского на сцене МХТ им. А. П. Чехова (2019) в постановке Заббарова отличалась, по мнению критиков, новизной в области освоения классического текста через образный, метафорический театральный язык, когда не просто герой и сюжет, но и сам сложный текст «становится действующим лицом». Открытием стал и режиссёрский способ работы с актёрами, которые во взаимодействии с массивом литературного текста успевали филигранно дать «урок психологического театра» (Е. Алдашева, «Театр»).

«Соловьев и Ларионов» по роману Е. Водолазкина (2019) в Московском театре «Современник» в интерпретации молодого режиссёра и автора инсценировки писатель характеризовал как удачную театральную версию своего романа, в которой режиссёру удалось найти нужный эквивалент театральности в передаче сложного, многослойного текста (Е. Водолазкин, ТАСС).

«Пять вечеров» по пьесе А. Володина (2021) на сцене камаловского театра стала первой инсценизацией произведения драматурга в истории татарского театра и абсолютным театральным впечатлением для зрителей и профессионалов.

Театральная версия повести И. Сиразиева «Покаяние» (2021) в татарском театре города Буинск с большим успехом прошла в рамках Международного театрального фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге. Спектакль «Алмачуар» по повести Г. Ибрагимова (2022), поставленный режиссёром в маленьком государственном татарском театре драмы в деревне Атня под Казанью, вошёл в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска».

«Он ещё не был женат» (2022) по ранней повести Г. Исхаки (впервые на сцене) в Альметьевском татарском театре драмы вновь стал открытием в области поисков театрального языка, в котором сочетались яркая театральная игра в образы и прообразы вкупе с психологическим существованием (победа в номинации «Лучшая эпизодическая роль» и «Лучшая мужская роль» региональной театральной премии «Тантана» (Триумф).

Одной из последних премьер на сцене камаловского театра стала дилогия «Я не вернусь» и «Я не вернусь. Мечты» о вымирающей татарской деревне и населяющих её людях. Айдар Заббаров с группой актёров отправился в творческую экспедицию и собрал материал для своего документального спектакля. Пьеса в технике вербатим была прошита фрагментами из произведений выдающихся татарских писателей (автор драматургической основы — сам режиссёр). Сценическая версия стала синтезом документа и искусства, когда-то уже отразившего жизнь этого поколения в литературных текстах. Театральная игра и личностное погружение художника как способ и закон театра были предъявлены молодым режиссёром в новом спектакле, который нашёл большой отклик в зрительской и профессиональной аудитории, — спектакль завоевал Гран-при V Фестиваля «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства (2022).

Сегодня Айдар Заббаров пробует себя в театральной педагогике. Он работал вторым педагогом на курсе Ф. Р. Бикчантаева в Казанском институте культуры. Сейчас является преподавателем на режиссёрском факультете ГИТИСа.

Фото: Марина Усольцева