01/12 2023
19:41
Пт
В Белорусском государственном академическом театре юного зрителя состоялись премьерные показы спектакля «Белые ночи» по мотивам одноимённой повести Фёдора Достоевского в рамках проекта «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» при поддержке Министерства культуры России, ФГБУК РОСКОНЦЕРТ и Попечительского совета ГИТИСа.
В творческую постановочную команду вошли выпускницы Мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова режиссёр Эстер Митрофан и сценограф Анна Иткина, магистрантка ГИТИСа художник по свету Нанна Шех.

Работа над спектаклем шла в течение двух месяцев. Эстер Митрофан детально разбирала повесть Фёдора Достоевского, работала над будущим спектаклем этюдным методом, чтобы глубже погрузиться в текст вместе с актёрами и проработать мельчайшие подробности характеров персонажей и развивающихся между ними взаимоотношений.

«В спектакле взрослый мечтатель проходит случайно мимо дома, где когда-то жила Настенька, и постепенно вспоминает себя молодым, вспоминает те четыре встречи с Настенькой, свои молодые мечты. И шаг за шагом, остановка за остановкой, раскрывается внутренний мир главного героя: чувство пустоты, комплекс проигравшего мужчины, конфликт чувствительного художника, которому свои же чувства всю жизнь мешали», — говорит режиссёр Эстер Митрофан.

Возвышенность отношений героев подчёркивает и сценография спектакля, основным элементом которой стала двухъярусная лестница. Действующие лица свободно перемещаются по конструкции, взаимодействуют с её элементами, расставляя так определённые акценты в развивающейся истории.

«Для меня было важно, что текст и спектакль — про любовь подростков, непохожих на всех остальных, которым нигде нет места. Они немножко над этим миром, реальным и требовательным, в заоблачном, ещё детском, мире. Хотелось, чтобы они были всё время на высоте. От этого появилась основная конструкция, которая иногда становится мостом, иногда — лестницей в подъезде бабушки. Это лиминальные, переходные пространства, никому не принадлежащие, в которых герои могут открыться друг другу. Параллельно в спектакле идёт линия рассказчика, который попадает в своё давнее воспоминание из юности. Он помнит то ли жёлтый, то ли уже розовый дом, фонарь и люстру. Какие-то обрывки памяти — это детали сценического пространства. Всё, куда мы попадаем, — его воспоминания, поэтому эти места не детальные, а абстрактные», — отмечает сценограф Анна Иткина.

Передать ощущения героев повести Фёдора Достоевского помогает художественный свет, который погружает зрителей в атмосферу белый ночей и перемещает в разные места действия.

«Во-первых, передо мной стояла задача при работе над световой партитурой спектакля создать атмосферу белых ночей — такого нервного сумеречного морока, чтобы затянуть зрителя в эту историю, немного загипнотизировать. Во-вторых, и это не менее важно, нужно было проявить и дополнить то, что уже заложено режиссёром и художником. Аня Иткина сочинила очень образную декорацию, и с помощью света в одном пространстве у нас возникает то набережная, то подъезд, то старая питерская квартира. Помимо мест действия нужно было проявить состояние героев: среди холодных питерских улиц, среди безысходности возникает какое-то тёплое чувство — это любовь или только надежда на лучшее? Я считаю, что нам удалось и то, и другое, свет получился очень деликатным: есть и сумрак ночей, и мерцание воспоминаний, которые трансформируются воображением», — подчеркивает художник по свету Нанна Шех.

Работа над спектаклем помогла выпускникам ГИТИСа проявить себя и набраться ценного профессионального опыта, который пригодится им в будущем. Между молодыми постановщиками и командой Белорусского государственного академического театра юного зрителя сложились тёплые отношения. Мастера своего дела, работающие в театре, помогали выпускникам во время постановочного процесса, направляя ещё молодых специалистов. В свою очередь постановщики выразили надежду на то, что вложенные в спектакль силы команды театра станут гарантом заинтересованности труппы и цехов в успехе постановки в будущем. Создатели верят, что «Белые ночи» обязательно найдут отклик в сердцах зрителей и спектакль будет ещё долго радовать жителей Беларуси.

«Конечно, интересно мнение молодых постановщиков, которые делают свои первые шаги в искусстве, на то, каким должен быть театр. Самое главное, что всё получилось и спектакль есть, и, надеюсь, он будет пользоваться зрительской любовью. Я думаю, для выпускников это был колоссальный опыт, и от всей души хочу пожелать, чтобы они провели работу над ошибками, и будет у них счастье и прекрасные спектакли! Потому что все, кто переступает порог нашего театра, становятся мне близкими людьми, и, несмотря на споры, я уже их люблю и они уже часть нашей команды. И я желаю нам всем, чтобы зритель полюбил этот спектакль, и у него была красивая не только зрительская, но и фестивальная история», — говорит директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей.