Научный отдел

ГИТИС использует свой
научно-исследовательский потенциал для решения социокультурных задач в сфере театрального искусства.

Научный отдел ГИТИСа обеспечивает высокий уровень искусствоведческих исследований, продвигает отечественную культуру в международном научном сообществе и, следуя принципам преемственности, создаёт условия для обновления научных кадров в области театрального искусства.

+7 (495) 137-69-31, 170

vita36@yandex.ru

science@gitis.net

Деятельность научного отдела

Музей

Важнейшее направление текущей деятельности научного отдела – подготовка архивных и современных фото и видеоматериалов жизни института. В ГИТИСе работает музей, в котором собрана коллекция документов и материалов по истории ГИТИСа со времён деятельности П.А. Шостаковского (80-е и 90-е годы XIX века) – до 60-70-годов века XX. В музее есть уникальная видеотека, содержащая записи дипломных спектаклей ГИТИСа разных лет, а также уроков ведущих мастеров сцены России.

Лекции, семинары, конференции

Научный отдел ГИТИСа регулярно организует лекции, семинары и конференции с участием ведущих российских и зарубежных специалистов по истории театра, музыки и архитектуры в помещениях музея, Научной библиотеки и Учебного театра ГИТИС. Во время таких визитов ГИТИС становился центром притяжения для студентов и преподавателей многих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Всё это прямо соответствует задаче расширения сферы научного общения, в которой заинтересованы и российские учёные, и наши зарубежные коллеги.

Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка»

С 2003 года научный отдел вместе с Издательством ГИТИС осуществляет крупный издательский проект «Межвузовский сборник научно-исследовательских работ молодых ученых «Театр. Кино. Музыка. Живопись»», который получил финансовую поддержку Минкультуры России.

Цель этого проекта – предоставить молодым учёным (возраст до 35 лет) возможность публиковать результаты своих научных исследований по различным проблемам истории и теории искусства. Важность его для российской науки не вызывает сомнений: поддержка молодых учёных – залог полноценного развития науки, а поддержка науки об искусстве имеет особое значение в сегодняшней России, так как она непосредственно связана с формированием духовной культуры нации.

  1. Что реализовано в 2023 г.

    Что реализовано в 2023 г.

    За 2023 г. реализовано 440 мероприятий, из которых 75 — в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030».

    Проведено 72 научно-практические конференции, 21 круглый стол, 5 научных дискуссий, 15 творческих встреч, 17 лабораторий, 7 конкурсов, из которых 2 научных, 5 фестивалей, 15 выставочных проектов, 28 концертов, 14 гастролей, 8 творческих вечеров, 11 школ ГИТИСа, 105 мастер-классов, 59 постановок в театрах, в том числе 22 постановки творческими командами.

    Заключён договор с ГИИ на подготовку рукописи сборника «Вс. Э. Мейерхольд. Наследие. „Ревизор“ (1926). Часть третья. Полемика» в рамках Консорциума с ГИИ.

    Заключено соглашение о научном сотрудничестве с Историческим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова.

    В рамках сотрудничества с НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина проведены междисциплинарные исследования на стыке театрального искусства и нейрофизиологии:

    • научные конференции с международным участием «Театральная педагогика — искусство или наука?» и «Физиологические аспекты работы актёра в рамках системы и методологии Станиславского»;
    • два междисциплинарных мастер-класса научных специалистов НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина;
    • мастер-классы нейропсихолога «Ментальное здоровье актёра» и гипнотерапевта «Применение гипнотических техник для раскрытия творческого потенциала актёра»;
    • опубликована совместная междисциплинарная научная статья «Соотношение качества выполнения творческого задания у студентов-актёров с уровнем невротизации и выбором копинг-стратегий» в научном журнале «Театр. Живопись. Кино. Музыка» (№ 2, 2023, стр. 186–203).

    Совместно с Российской академией непрерывного профессионального обучения Министерства здравоохранения РФ проведена IV Международная онлайн-школа «Реабилитация. Искусство. Педагогика».


  2. Что реализовано в 2021-2022 гг.

    Что реализовано в 2021-2022 гг.

    Научно-практических конференций — 137, в том числе для аспирантов — 20.
    Круглых столов — 37.
    Дискуссионных клубов — 10.
    Научно-практических лабораторий — 12.
    Публикаций учебных изданий и научных трудов педагогов вуза — 247.
    Учебные издания — 36, в том числе учебники и учебные пособия — 28.
    Научные труды — 211, в том числе: монографии — 7.
    Статьи в рецензируемых журналах из перечня ВАК РФ — 46. Статьи в сборниках научных трудов, материалы конференций — 63. Статьи в рецензируемых журналах наукометрической системы Scopus — 13 и Web of Science — 4. Статьи в журналах, входящих в Web of Science Core Collection — 2. Статьи в журналах, входящих в Russian Science Citation Index — 2.
    Научные публикации аспирантов: 23.

    В 2021-2022 гг. в издательстве ГИТИС вышло 53 наименования книг. Две книги изданы в сотрудничестве с иностранными партнерами: А. Витез «Записки о театре» и впервые в России сборник современной каталонской драматургии.

    Научным журналом «Театр. Живопись. Кино. Музыка» опубликовано 59 статей по истории и теории искусства — авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Красноярска, Саратова, Оренбурга, Волгограда, Кемерово, Перми. 

    В декабре 2021 г. журнал успешно завершил выполнение гранта Российского фонда культуры по поддержке специализированных печатных изданий-2021 (проект № 21-2-000134), в мае 2022 г. выигран аналогичный грант на новый журнальный проект (проект № 22-4-000085).

    Вырос импакт-фактор журнала в РИНЦ до 0,183 (годовой рост показателя на 48 %).

    ГИТИС значительно увеличил свою публикационную активность. На сегодняшний день общее число публикаций педагогов вуза в РИНЦ выросло с 1365 до 1617 с общим цитированием 2445. Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ вырос с 14 до 17.

    Средневзвешенный импакт-фактор журналов, в которых были опубликованы статьи, вырос с 0,197 до 0,238. Наблюдается рост числа статей в журналах, входящих в системы научного цитирования Scopus и WoS — с 34 до 53 (Scopus — с 15 до 27; WoS — с 19 до 26).

    Рост количества докторов наук с 53 до 61, кандидатов наук — с 81 до 111, молодых ученых — с 37 до 51 человека.

    В 2021 г. в Диссертационном совете Д 210.013.01 состоялось 4 защиты: 3 защиты — кандидатские диссертации, подготовленные в вузе и 1 докторская. В 2022 году прошли 3 защиты кандидатских диссертаций, подготовленные в вузе. С учетом, что 2022 г. из 6-ти выпускников аспирантуры защитились 3-е, то можно считать выполнение показателя по защитам диссертаций на 50%.

    В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030» в 2021—2022 гг. заключены:

    • Консорциум с Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ, Театральным институтом имени Бориса Щукина, Высшим театральным училищем (институтом) имени М. С. Щепкина по подготовке, проведению и коммерционализации научно-издательской деятельности в рамках стратпроекта «Станиславский — 2030». Ключевая роль отведена Издательству ГИТИСа.
    • В рамках консорциума заключены три договора с Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ на сбор научного материала и подготовку к изданию в 2022 году: «Антология режиссеров драмы»; сборник «Мейерхольд в разные годы. Мейрхольдовский сборник»; сборник «Мейерхольд. Наследие. Спектакли» в двух книгах.
    • Соглашение о научно-практическом сотрудничестве ГИТИСа с ФГБНУ «Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П. К. Анохина» в рамках которого будут проводится междисциплинарные научно-практические исследования психофизиологических индикаторов деятельности актеров и разработки новых передовых методик в научно-образовательной сфере, а также проведение совместных научных мероприятий, написание и опубликование совместных научных публикаций по результатам исследований.

    Статьи в рецензируемых журналах наукометрической системы SCOPUS: 13

    1. Деникин А. А. «Критика некоторых положений теории перформативности Э. Фишер-Лихте (на примерах практик соучастия зрителей в партиципаторных перформансах)». // Журнал «Наука телевидения» — 2021. — Т. 17. —№ 1. — С. 139-170. 
    2. Толстикова С. Н. «Psychological problems and features of modern schoolchildren’s communication». (Психологические проблемы и особенности современного школьного общения (на английском языке). // Журнал «World Journal on Educational Technology: Current Issues». — 2021. — № 13(1). — С. 10–20.
    3. Vladimir I. Krasikov, Dmitry A. Grigoriev, Alexander D. Spirin, Vladimir G. Chernyakin. «The Era of Alexander I: the First Philosophical Crystallization — Factors of Folding the Community of Russian Intellectuals». (Эпоха Александра I: Первые философские кристаллизации — факторы складывания сообщества отечественных). // Bylye Gody (Былые годы). — 2021. — 16(2). — Pp. 602-609. (публикация, индексированная в Scopus, квартиль 1). DOI: 10.13187/bg.2021.2.602.
    4. Омельянчук И. В. «Дом, разделившийся в себе»: раскол Союза русского народа«. // Журнал «Российская история». — 2021. — № 1. — С.124—139.
    5. Jakubova N. «Elektra from the lower depths?: Rethinking the collaboration between Gertrud Eysoldt and Hugo von Hofmannsthal». // Orbis Litterarum. — Том 76, Выпуск 1. — 2021. — С. 28-47. 
    6. Tolstikova, S., Osechkina, L., Tabolova, E., Travinova, G. «Development of teachers’ professional skills in education for sustainable development». (Развитие профессиональных навыков учителей в образовании в интересах устойчивого развития). // E3S Web of Conferences 250 (1st Conference on Traditional and Renewable Energy Sources: Perspectives and Paradigms for the 21stCentury (TRESP 2021)). — 2021. — 07007. — P.7. 
    7. Tolstikova, S., Ivanov, A., Ovcharenko, L., Morozova, T. «Building major competencies for enhancing higher education for sustainable development». (Формирование основных компетенций для повышения качества высшего образования в интересах устойчивого развития). // E3S Web of Conferences 250 (1st Conference on Traditional and Renewable Energy Sources: Perspectives and Paradigms for the 21stCentury (TRESP 2021)). — 2021. — 07002. — P.8. 
    8. Omel’yanchuk I.V. «Political terror and the right-wing movement (The case of Vladimir Governorate)». (Политический террор и правое движение (на примере Владимирской губернии). // «Historia Provinciae — the Journal of Regional History». — 2021. —5(3). — Pp. 690–742. 
    9. Курдюкова Д. Е. Переконструируя святыню. Образ Иерусалима в живописи Антверпена XVI века«. // Актуальные проблемы теологии и истории искусства: сб. науч. статей. — 2021. — № 11. — С. 647-657. 
    10. Arutyunova, E., Zamyatin, K. «An Ethnolinguistic conflict on the compulsory learning of the state languages in the republics of Russia: policies and discourses». (Этнолингвистический конфликт об обязательном изучении государственных языков в республиках России: политика и дискурсы). // International Journal of Human Rights. — 2021. — 25 (5). — Pp. 832-852. 
    11. Arutyunova, E., Kuznetsov, I. «The Integration Potential of the Host Society: A Comparative Regional Perspective». (Интеграционный потенциал принимающего общества: сравнительная региональная перспектива). // Mir Rossii (Мир России. Социология. Этнология). — 2021. — 30(2). — Pp. 6-25. 
    12. Arutyunova, E. M., Ryzhova, S. V. «Leocadiya Mikhailovna Drobizheva. Life in science». (Леокадия Михайловна Дробижева. Жизнь в науке). // Sotsiologicheskiy Zhurnal (Социологический журнал). — 2021. — 27(2). — Pp. 173-182. 
    13. Krasikov V. NON-INSTITUTIONAL PHILOSOPHIZING IN RUSSIA: THE 1990S — 2020 (A RESEARCH REVIEW). // Philosophia. — 2022. 

    Статьи в рецензируемых журналах наукометрической системы Web of Science: 4. 

    1. Красиков В. И. «Хейтеры» в российском сегменте Интернета. // Журнал «Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология». — 2021. — № 59. — С.73-86.
    2. Омельянчук И. В. «Дом, разделившийся в себе»: раскол Союза русского народа». // Журнал «Российская история». — 2021. — № 1. — С.124—139. 
    3. Орешкина А. К. Digital educational environment as a factor of developing teachers professional reflection / Rev. tempos Espagos Educ.,2021, v.14 n.33, e 1666. — С.45-52. e —ISSN 2358-1425.
    4. Орешкина А. К. The management of the process of forming universitystudents tolerancein the conditions of digitalization of higher education-Propositos y Representaiones. — С.92-104. ISSN 2307-7999, C-ISSN 2310-4635.

    Статьи в журналах, входящих в Web of Science Core Collection: 2

    1. Красиков В. И. «Хейтеры» в российском сегменте Интернета. // Журнал «Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология». — 2021. — № 59. — С.73-86.
    2. Jakubova N. «Elektra from the lower depths?: Rethinking the collaboration between Gertrud Eysoldt and Hugo von Hofmannsthal». // Orbis Litterarum. — Том 76, Выпуск 1. — 2021. — С. 28-47.

    Статьи в журналах, входящих в Russian Science Citation Index: 2

    1. Красиков В. И. «Хейтеры» в российском сегменте Интернета. // Журнал «Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология». — 2021. — № 59. — С.73-86.
    2. Курдюкова Д. Е. Переконструируя святыню. Образ Иерусалима в живописи Антверпена XVI века. // Актуальные проблемы теологии и истории искусства: сб. науч. статей. — 2021. — № 11. — С. 647-657.

    На сегодняшний день число авторов, имеющих публикации в журналах, входящих в системах научного цитирования Web of Science и Scopus — 53 (Scopus — 27; Web of Science — 26).

    Опубликованные учебные издания и научные труды:

    Научные труды

    Монографии: 7
    Авторские:
    1. Орешкина А. К. Методологические основания теории и практики развития неинституциональных форм образования. — Москва — Ярославль, Канцлер — 2021. — 188 с.
    2. Бармак А. А. 7 шагов к театру. Книга для начинающих. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — 310 с., илл. ISBN 978-5-91328-326-9.
    3. Литаврина М. Г. Очерки русской культуры. Начало XX века. — Москва: Издательство «РОССПЭН», 2022. — 807 с. — ISBN 978-5-8243-2472-3. — EDN CHKNWI.

    Коллективные (в соавторстве):

    1. Орешкина А. К. Профессиональное самоопределение — дорога в постиндустриальный мир: Монография. /Авторы—составители: В. М. Жураковский, В. Г. Мартынов, А. А. Туманов. — М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина. — 2021. — 162 с.;
    2. Орешкина А. К. Человеческий потенциал Арктического региона: культура, наука, образование: Монография. / Авторы-составители: В. Г. Мартынов, И. В. Гайдамашко. — М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И .М. Губкина. — 2021. — 151 с.
    3. Орешкина А. К. Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении: Монография. / Авторы-составители: М. Н. Стриханов, Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов. — М.: Изд-во «Экон-Информ». — 2021. — 315 с.
    4. Ланин Б. А. «Евреи и антисемиты Фридриха Горенштейна». // Другие берега русская литературы и культуры: идеи, поэтика, контексты. Коллективная монография. / Ред-сост. Э. Тышковская-Каспржак, И. Мотеюнайте, А. Смирнова Вроцлав — Краков: Scriptum, 2021. — C.223-234. ISBN 978-83-66812-37-6.
    Главы и разделы в научных монографиях: 4

    1. Литаврина М. Г. Театры малых форм // Очерки русской культуры. Начало XX века. Т. 4. — Москва: Издательство «РОССПЭН», 2021. — С. 604–656.
    2. Ушкарев А. А. Социологические измерения. Введение // Театр XXI. Экономика, социология, право. Коллективная монография / Под общ. ред. А. Я. Рубинштейна. — СПб.: Алетейя, 2021. — С. 162–164.
    3. Ушкарев А. А. Социологические измерения. Глава 7. Новые театралы цифровой эпохи // Театр XXI. Экономика, социология, право. Коллективная монография / Под общ. ред. А. Я. Рубинштейна. — СПб.: Алетейя, 2021. — С. 242–306.
    4. Елисеева П. Е. Дневник участника тренинга К. Линклейтер. // Коллективная монография под редакцией Ю. Васильева «Речь на сцене». — Екатеринбург — Москва, 2021.
    Сборники трудов конференций: 2

    1. Выдающийся педагог Борис Захава. 125 лет со дня рождения: Вторая научная конференция «Кнебелевские чтения». - М.: Издательство ГИТИС, 2021. — 50 с.
    2. Поэтический театр в России ХХ-ХХI веков: Сборник статей Первой научной конференции / Сост. и общ. ред.: Ю. Н. Гирба. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — 496 с. ISBN 978-5-91328-352-8.

    Сборники статей: 3

    1. Искусство сценической речи: Выпуск 4. / Сост. и отв. ред. И. Ю. Промптова. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — 178 с.: ил. ISBN 978-5-91328-339-9.
    2. Обретение школы: М. О. Кнебель. Театральная педагогика. / Сост. В. М. Турчин. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — 242 с. ISBN 978-5-91328-343-6.
    3. Спектор Г. В. Годы. Театры. Люди театра: Сборник статей. - М.: Издательство ГИТИС, 2021. - 296 с. ISBN 978-5-91328-348-1.

    Научное издание:

    1. Театральный зритель и продвижение спектаклей. Результаты качественного исследования. — М.: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2021. — 196 с. ISBN 978-5-91328-333-7 (Результаты исследования Лаборатории будущего театра ГИТИС.)

    Cтатьи в рецензируемых журналах из перечня ВАК РФ: 46

    1. Степанова А. А. «А. В. Эфрос и театр рубежа 1930-х — начала 1940-х годов: ранние театральные впечатления». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 1. — С. 47–62.
    2. Бартошевич А. В. Конец времен. // «Вопросы театра». — 2021. — № 3–4. — С. 390–394.
    3. Любимов Б. Н., Заславский Г. А. «Завлит в масштабах истории театра». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 1. — С. 77–96.
    4. Денисова О. Л. «Есть только мы…» О социальном значении мюзикла «RENT». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 2. — С. 47–65.
    5. Ахреев А. В. «Традиции, школы, методология: вторые «Кнебелевские чтения». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 2. — С. 191–195.
    6. Промптова И. Ю., Заславский Г. А. «Учитель. Мучитель. Спаситель». О русской школе сценической речи. // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 3. — С. 142–153.
    7. Немчинский М. И. «Путь парадоксов. Актуальная образность советского цирка. 1940–1960-е гг.». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 3. — С. 166–192.
    8. Мелик-Пашаева К. Л. «Памяти Риммы Георгиевны Косачёвой». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 3. — С. 193–197.
    9. Елисеева П. Е. «Речевой инструментарий М. А. Чехова в работе над ролью Эрика XIV». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 2. — С. 176–190.
    10. Баева А. А. «Из истории отечественного оперного театра конца 1950-х — нач. 1990-х гг.: события, наблюдения, заметки». // Журнал «Музыковедение». — 2021. — № 9. — С.39–47.
    11. Цветкова П. Ю. «Турандот Б. Брехта на сцене театра на Таганке: история создания спектакля и его музыкальное оформление». // Журнал «Художественное образование и наука». — 2021. — № 3. — С. 118–125.
    12. Трубочкин Д. В. «Римас Туминас: Наброски к творческой биографии». // Журнал «Вопросы театра. Proscaenium». — № № 1–2. — 2021. — С. 100–115.
    13. Хайченко Е. Г. «Живой театр — уроки английской сцены последнего десятилетия. Диалог с Питером Бруком». // Журнал «Вопросы театра. Proscaenium». — 2021. — № № 1–2. — С.74–99.
    14. Беланова И. А. «Междисциплинарные аспекты профессионально ориентированного обучения иностранному языку в театральном вузе». // Журнал «Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки». — 2021. — № 3 (840). — С. 19–30.
    15. Аксенова А. В. «Лексическая интерференция в румынском языке в италоязычной среде». // Журнал «Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики». — 2021. — № 3. — С. 183–194.
    16. Груцынова А. П. «К вопросу о балете для детей в истории отечественного хореографического искусства» // Журнал «Вестник академии Русского балета им. А. Я. Вагановой». — № 2 (73). — 2021. — С. 18–33.
    17. Груцынова А. П. «Артур Сен-Леон в зеркале „Музыкального и театрального вестника“ (1856–1860)». // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2021. — № 5 (76). — С. 138–154.
    18. Андриенко Е. А. «Возможные пути сохранения хореографического наследия М. И. Петипа». // Журнал «Вестник академии Русского балета имени А. Я. Вагановой» — 2021. — № 3(74). — С. 6–19.
    19. Захаров Э. В. «П. Н. Рыбников: между западничеством и славянофильством (по материалам архива Ю. Ф. Самарина)». // Журнал «Ученые записки Петрозаводского государственного университета». — 2021. — Т. 43 № 1. — С. 97–105.
    20. Попова Н. А. «Феномен русского бельканто в оперном творчестве М. И. Глинки)». // Журнал «Вестник академии Русского балета имени А. Я. Вагановой». — 2021. — № 3(74). — С. 166–175.
    21. Толстикова С. Н. «Психологическое сопровождение творческой социализации детей из неполных семей». // Bulletin of the International Centre of Art and Education. — 2021. — № 1. — С. 330–344.
    22. Толстикова С. Н. «Творческий потенциал личности как психологический феномен». // Журнал «Искусство и образование». — 2021. — № 1 (129). — С.171–177.
    23. Толстикова С. Н. «Развитие коммуникативной толерантности студентов — будущих юристов как основа профессионального становления». //Журнал «Проблемы современного педагогического образования». — 2021. — Вып. 70. — Ч. 3. — С. 327–329.
    24. Метёлкина Ю. С. «Особенности преподавания гуманитарных предметов в творческом вузе». // Журнал «Педагогический имидж». — 2021. — № 2. — С. 215–221.
    25. Омельянчук И. В. «Политический террор и правое движение (на примере Владимирской губернии)». // «Historia provinciae — журнал региональной истории». — 2021. — Т. 5. — № 3. — С. 690–742.
    26. Ястребов А. Л. «Тургенев/Толстой. Парный портрет писателей: экстремумы бытия vs. рефлексия мистицизма». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 4. — С. 28–44.
    27. Сорокина Т. А. «Грим-образы Михаила Чехова». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 4. — С. 45–60.
    28. Заславский Г. А. «Сегодня многие абитуриенты понимают, к кому они поступают в ГИТИС». О традициях преподавания режиссуры. // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 4. — С. 61–75.
    29. Заславский Г. А. «Прямой курс» Малого театра. // «Вопросы театра». — 2021. — № 1–2. — С. 184–193.
    30. Немчинский М. И. «Путь парадоксов. Отечественный цирк в поисках современной выразительности. 1970–2000-е гг.» // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 4. — С. 164–193.
    31. Тарасова О. Г. «Ярослав Данилович Сех (1930–2020)». // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 4. — С. 210–214.
    32. Дубовская Г. В. О Борисе Григорьевиче Плотникове (1949–2020). // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2021. — № 4. — С. 215–219.
    33. Деникин А. А. «Критика некоторых положений теории перформативности Э. Фишер-Лихте (на примерах практик соучастия зрителей в партиципаторных перформансах)». // Журнал «Наука телевидения» — 2021. — Т. 17. -№ 1. — С. 139–170.
    34. Колесников А. Г. «Поцелуй при отягчающих обстоятельствах». // Журнал «Вопросы театра. Proscaenium». — 2021. № 1–2. — С. 50–61.
    35. Егорова Т. К. «Трансмутация жанра инструментального театра. Или АртВижн Музик Алексчандра Бакши». // Журнал „Музыковедение“. — № 8 — 2021. — С. 33–41.
    36. Силюнас В. Ю. «Будничное и праздничное в искусстве барокко». // Журнал «Искусствознание». — 2021. — № 1 — С.10–51.
    37. Пронин В. А. «Австрийский нобель». // Журнал «Наука и школа». — № 3 — 2021. — С.44–50.
    38. Krasikov Vladimir. Anthropological Background of Depravity // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. — 2021. — № 1. — С. 1–9. DOI: 10.25136/1339–3057.2021.1.34231 URL.
    39. Красиков В. И. «„Хейтеры“ в российском сегменте Интернета». // Журнал «Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология». — 2021. — № 59. — С.73–86.
    40. Егорова Т. К. Композиторы-«шестидесятники» и кинематограф: итоги. // Музыковедение. — 2022. — № 3. — С. 12–22.
    41. Литаврина М. Г. Владимир Соколов: американские годы. // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2022. — № 1. — С.62–78.
    42. Степанова А. А. Семья, детство, ранняя юность. Материалы к биографии А. В. Эфроса. // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2022. — № 1. — С.79–90.
    43. Немчинский М. И. «Антикварный цирк»: поиск новых коммуникаций. // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2022. — № 1(15). — С. 33–39.
    44. Немчинский М. И. Цирковой номер как показатель образных возможностей манежа. // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2022. — № 2. — С.161–193.
    45. Бармак А. А. Pro testamentum. О методологии искусства актера и режиссера. // Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». — 2022. — № 2. — С.194–207.

    Публикации, входящие в ядро РИНЦ: 3

    1. Красиков В. И. «Хейтеры» в российском сегменте Интернета. // Журнал «Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология». — 2021. — № 59. — С.73–86.
    2. Курдюкова Д. Е. Переконструируя святыню. Образ Иерусалима в живописи Антверпена XVI века. // Актуальные проблемы теологии и истории искусства: сб. науч. статей. — 2021. — № 11. — С. 647–657.
    3. Jakubova N. Elektra from the lower depths?: Rethinking the collaboration between Gertrud Eysoldt and Hugo von Hofmannsthal. // Orbis Litterarum. — Том 76, Выпуск 1. — 2021. — С. 28–47.

    Статьи, индексируемые в наукометрической системе РИНЦ: 17

    1. Сизенко Е. Е. «Кабала святош» М. Булгакова. К вопросу о возникновении замысла пьесы. К 140-летию со дня рождения М. А. Булгакова. // Журнал «Современные гуманитарные исследования». — 2021. — № 4 (101). — С.40–43.
    2. Сизенко Е. Е. Гамлет в стране Советов. М. Чехов во МХАТе. // Журнал «Вопросы гуманитарных наук». — 2021. — № 5 (116). — С. 30–35.
    3. Сизенко Е. Е. Жизнь человеческого духа. Часть I. К вопросу о происхождении основного термина «Системы» К. С. Станиславского. // Журнал «Современные гуманитарные исследования». — 2021. — № 5 (102). — С. 30–33.
    4. Деникин А. А. Современные цифровые арт-практики и «более-чем-человеческое» восприятие. // Журнал «Художественная культура» — 2021. — № 1 (36). — С. 200–221.
    5. Харитиди Я. Ю. Актерское искусство в театральной критике Д. В. Аверкиева. // Журнал «Вопросы гуманитарных наук». — № 3 (114). — 2021. — С. 99–101.
    6. Харитиди Я. Ю. К вопросу о критическом методе Д. В. Аверкиева. // Журнал «Современные гуманитарные исследования». — № 5 (102) — 2021. — С. 34–37.
    7. Груцынова А. П. Балет «Свадьба Пелея и Фетиды» (1653), сохранившийся в изображениях. // Журнал «ICONI (Искусство. Культура. Образование. Научные исследования)». — 2021. — № 1. — С. 75–89.
    8. Krasikov V. Anthropological Background of Depravity. // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. — 2021. — № 1. — С. 1–9. DOI: 10.25136/1339–3057.2021.1.34231
    9. Красиков В. И. Постметафизика и трансцендентализм // Журнал «Credo New». — 2021. — № 1 (105). — С. 1.
    10. Ястребов А. Л. Где живет и прячется надежда? // Журнал «Человек и мир. Диалог». — 2021. — № 4 (5) — С. 36–46.
    11. Родионов Д. В. Дмитрий Родионов. Соломон Михоэлс: «Надо научиться называть вещи своими именами». // Журнал «Сцена». — 2021. — № 2 (130).
    12. Орешкина А. К. Теоретико-методологические основы развития саморегуляции как психического ресурса творческой личности в условиях цифрового обучения.// Журнал «Профессиональное образование и общество». — 2021. — № 1 (37). — С. 89–94.
    13. Орешкина А. К. Развитие методологического наследия научных школ Российской академии образования в практике профессионального образования. // Журнал «Профессиональное образование и общество». — 2021. — № 4 (40). — С. 8–11.
    14. Орешкина А. К. Развитие методологической компетенции педагога в условиях цифрового обучения. // Журнал «Профессиональное образование и общество». — 2021. — № 4 (40). — С. 137–149.
    15. Орешкина А. К. Теоретико-методологические основы развития неинституционального образования. Часть 2. // Журнал «Профессиональное образование и общество». — 2021. — № 3 (39).
    16. Орешкина А. К. Теоретико-методологические основы развития неинституционального образования. Часть 1. // Журнал «Профессиональное образование и общество». — 2021. — № 2 (38). — С. 54–141.
    17. Харитиди Я. Ю. С. Т. Аксаков о творчестве М. С. Щепкина. К вопросу о формировании эстетики реализма. // Современные гуманитарные исследования. — 2022. —№ 1 (104). —  С. 48–51.

    Статьи в сборниках трудов конференции (РИНЦ): 26

    1. Спектор Г. В. Первый самостоятельный режиссерский курс М. О. Кнебель в ГИТИСе. // Сборник статей «Обретение школы: М. О. Кнебель. Театральная педагогика». — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С.19–23.
    2. Кудряшов О. Л. М. О. Кнебель. Метод. // Сборник статей «Обретение школы: М. О. Кнебель. Театральная педагогика». — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С. 141–154.
    3. Бармак А. А. Исходное событие. М. О. Кнебель. // Сборник статей «Обретение школы: М. О. Кнебель. Театральная педагогика». — 2021. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С. 24–25.
    4. Хейфец Л. Е. Мария Кнебель. // Сборник статей «Обретение школы: М. О. Кнебель. Театральная педагогика». — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С. 63–66.
    5. Пивоварова Н. С. Она родилась в год открытия МХТ. // Сборник статей «Обретение школы: М. О. Кнебель. Театральная педагогика». — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С. 193–198.
    6. Гранитова-Лавровская Е. Г. «Ген театра». // Сборник статей «Обретение школы: М. О. Кнебель. Театральная педагогика». — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С. 182–185.
    7. Чумаченко М. Н. Несколько заметок из «Творческого дневника». // Сборник статей «Обретение школы: М. О. Кнебель. Театральная педагогика». — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С. 169–181.
    8. Спектор Г. В. Единственный курс Захавы и Кнебель. // Вторая научная конференция «Кнебелевские чтения». Выдающийся педагог Борис Захава. 125 лет со дня рождения. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С. 25–30.
    9. Бармак А. А. Мировоззрение. // Вторая научная конференция «Кнебелевские чтения». Выдающийся педагог Борис Захава. 125 лет со дня рождения. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С. 4–12.
    10. Бартошевич А. В. Молодой Шекспир в ковидном зуме. // Искусство сценической речи: Выпуск 4. / Сост. и отв. ред. И. Ю. Промптова. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С.7–13.
    11. Автушенко И. А. Тренинг: муштра и творчество. // Искусство сценической речи: Выпуск 4. / Сост. и отв. ред. И. Ю. Промптова. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С.58–90.
    12. Елисеева П. Е. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой по методике Р. Г. Бушляковой. // Искусство сценической речи: Выпуск 4. / Сост. и отв. ред. И. Ю. Промптова. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С.112–134.
    13. Проскурякова Е. В. Семь фестивалей У. Шекспира. // Искусство сценической речи: Выпуск 4. / Сост. и отв. ред. И. Ю. Промптова. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С.14–16.
    14. Промптова И. Ю. Событийно-действенный анализ (на материале рассказа И. С. Тургенева «Переписка»). // Искусство сценической речи: Выпуск 4. / Сост. и отв. ред. И. Ю. Промптова. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С.17–33.
    15. Косенко В. С. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика по методике педагога-логопеда О. И. Лазаренко. // Искусство сценической речи: Выпуск 4. / Сост. и отв. ред. И. Ю. Промптова. — М.: Издательство ГИТИС, 2021. — С.135–153.
    16. Омельянчук И. В. «Владимирские монархисты в четвертой думской избирательной кампании». // Таврические чтения 2020. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Международная научная конференция. — 2021. — Ч. 1. — С. 91–98.
    17. Мамедов Э. А., Бациев В. В. Театр в кино. Проект National Theatre Live (Великобритания) (ГИТИС). //Театральное дело: наука и практика: Cб. статей. — Вып. 5. — 2021. — С. 10–25.
    18. Фокин А. И., Корабельникова А. А. Потенциал театральных диджитал-проектов (ГИТИС). //Театральное дело: наука и практика: Cб. статей. — Вып. 5. — 2021. — С. 44–65.
    19. Овчинников И. А., Волкова Д. Г. Поколение Z и рекламная коммуникация в театре (ГИТИС). // Театральное дело: наука и практика: Cб. статей. — Вып. 5. — 2021. — С. 66–85.
    20. Симурзина Е. Н., Кубанкина А. Г. Просветительские проекты театров России (ГИТИС). // Театральное дело: наука и практика: Cб. статей. — Вып. 5. — Санкт-Петербург, 2021. — С. 160–175.
    21. Шахматова Е. В. Философия цвета М. Матюшина в аспекте космического мировоззрения. // В сборнике «Искусство звука и света. История, теория, практика». — Вып.1. — СПб., 2021. — С.164–173.
    22. Шахматова Е. В. Эстетика Калидасы в театре поэзии и красоты Серебряного века // Поэтический театр в России ХХ-XXI веков: Сборник статей Первой научной конференции / Сост. и общ.ред. Ю. Н. Гирба. — М.: Изд-во ГИТИС, 2021. — С.18–28.
    23. Литаврина М. Г. «Полюс» В. Набокова: переклички параллели // Поэтический театр в России ХХ-XXI веков: Сборник статей Первой научной конференции / Сост. и общ.ред. Ю. Н. Гирба. — М.: Изд-во ГИТИС, 2021. — С.138–149.
    24. Орешкина А. К. Научные основания развития дополнительного профессионального педагогического образования в условиях трансформационных процессов: концептуальный подход». // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. — № 1 (37), — 2021. — С.8–17.
    25. Красиков В. И. Идентичность и этничность: на перекрестии смыслов. // В сборнике: Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. — Ежегодник. — Москва. — 2022. — С. 657–659.
    26. Заславский Г. А. Поэтический театр в отечественной традиции и сегодняшней театральной практике. // В сборнике: Поэтический театр в России ХХ-ХХI веков. Сборник статей Первой научной конференции. — Москва, 2021. — С. 243–249.
  3. Что реализовано в 2022 г.

    Что реализовано в 2022 г.

    В 2022 г. проведено 98 научно-практических конференций, в том числе 21 для аспирантов, 37 круглых стола, 5 дискуссионных клубов, 2 научных конкурса, 2 научно-практические лаборатории.

    Опубликовано 112 научных трудов, в том числе 45 статей в рецензируемых журналах из перечня ВАК, индексируемые в Scopus — 1, в WoS — 2.

    В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030» в 2022 г. издано 5 книг:

    1. Райхельгауз И. Л. Во всем виноват режиссер: Учебное пособие (И123020900177-6);
    2. Рутберг И. Г. Пантомима. Жизнь тела: Учебное пособие (И123020900194-3);
    3. Сценическая речь: история, теория, практика: Сб. науч. статей (к 90-летию кафедры сценической речи ГИТИСа) (И123020900187-5);
    4. Мейерхольд в разные годы. Мейерхольдовский сборник. Выпуск шестой (в рамках консорциума с ГИИ) (И123020900112-7);
    5. Режиссеры ГИТИСа. 1938–2022. Антология: Учебное пособие (в рамках Консорциума с ГИИ) (И123020900142-4).
    • В рамках консорциума заключены 3 договора с ГИИ на сбор научного материала и издание трех книг: «Режиссеры ГИТИСа. 1938–2022. Антология»; сборников «Мейерхольд в разные годы. Мейрхольдовский сборник» и «Мейерхольд. Наследие. Спектакли».
    • Соглашение о научно-практическом сотрудничестве с НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина в рамках которого намечены междисциплинарные научно-практические исследования психофизиологических индикаторов деятельности актеров и разработки новых передовых методик в научно-образовательной сфере.
      В рамках этого сотрудничества в 2022 г.:
      • опубликованы 2 междисциплинарные научные статьи на тему взаимосвязи объективных и субъективных показателей качества деятельности с психофизиологическими особенностями студентов-актеров;
      • проведена серия мастер-классов о принципах и методах изучения головного мозга, стресса и его последствий (И123020900204-9, И123020900204-9),
      • подготовлена совместная научная публикация «Neuroticism and coping strategies in association with objective and subjective estimations of reading simple and difficult text in acting students» («Невротизм и стратегии преодоления в сочетании с объективными и субъективными оценками чтения простого и сложного текста у студентов-актеров») на основании исследований творческого процесса студентов ГИТИСа методами нейрофизиологии в журнале «Behavioral Neurology» (WoS).

    ГИТИС принял участие в научно-образовательном проекте «Метод действенного анализа и использования его для разговора бизнес-ситуации, учитывая личностные характеристики персонажей» совместно с Научным центром когнитивных исследований «Университет СИРИУС» в рамках программы «Большие вызовы» (И123021000218-2).

    В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030» ГИТИС запустил новый проект «Передвижники» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив — передвижную мастерскую театральной критики для студентов и работников учреждений культуры в регионах: Санкт-Петербург, Самара, Новокуйбышевск, Пермь, Йошкар-Ола, Екатеринбург, Челябинск, Нижневартовск (И123021000259-5), а также провел режиссерско-театроведческую лабораторию-биржу в Нижневартовске (И123021000261-8).

    В 2022 г. ГИТИС впервые вошел в международный рейтинг вузов QS (топ-100 лучших вузов мира по направлению «исполнительское искусство»).

    Научные конференции

    1. XII Международная конференция «Мистико-эзотерические движения в теории и практике: эзотеризм в философии, литературе и искусстве»;
    2. III Межвузовская научно-практическая конференция «Кнебелевские чтения» на тему «Ленинградская театральная школа» совместно с РГИСИ;
    3. Межзвузовский круглый стол «Современное состояние реализации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области театрального искусства»;
    4. Научно-практическая конференция «Российский джаз родился в ГИТИСе» (к 100-летию российского джаза);
    5. Научная конференция «Перспектива — 2022».

       В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030»:
    6. Практическая конференция, посвященная 50-летию Е. А. Андриенко «Юбилей Е. А. Андриенко. Выдающаяся балерина, педагог, наставник» (И123021000265-6);
    7. Научно-практическая конференция «Вокальное образование: направление развития (мировые тенденции)» (И123021000156-7);
    8. Межвузовская научно-методическая конференция «Воспитание профессиональных базовых навыков актера I–II курсов. Методика и поиск» (И123021000267-0);
    9. Научная встреча, посвященная проблемам анализа взаимоотношений режиссера и театроведа на примере сотрудничества Бориса Любимова и Бориса Морозова (И123021000210-6);
    10. Научно-практическая конференция профессора Н. А. Зверевой «Актуальные проблемы метода действенного анализа в практике театра» (И123021000268-7);
    11. Творческая встреча с народным артистом РФ, режиссером Иосифом Райхельгаузом, на которой мастер презентовал свою новую книгу «Во всём виноват режиссер»;
    12. Международная научно-практическая конференция «Хореографическое искусство и профессиональное образование в контексте современности» — совместный проект Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова и ГИТИСа (И123021000116-1);
    13. Конференция «Сол Юрок — импресарио». К юбилею Д. Я. Смелянского (И123021000269-4);
    14. Всероссийская научная конференция с международным участием «Становление системы К. С. Станиславского в контексте эпохи Серебряного века: влияние Востока» (И123020900201-8);
    15. III Международная онлайн-школа по физиологии выразительного движения «Реабилитация. Искусство. Педагогика» (И123021000131-4);
    16. Открытая научно-практическая конференция «Сценическая речь: история, теория, практика» к 90-летию кафедры сценической речи ГИТИСа (И123021000273-1);
    17. Межвузовская конференция «Проблемы и перспективы разработки и реализации образовательных программ, обеспечивающих получение нескольких квалификаций в творческом вузе» (И12302100210-3);
    18. Научная конференция «Магистратура-аспирантура: интегрированная модель подготовки научных кадров» (И123021000142-0);
    19. Круглый стол «Право в пьесах» в Российском фонде культуры для студентов продюсерского факультета ГИТИСа и студентов факультета права НИУ ВШЭ (развитие сетевого взаимодействия) (И123021000274-8);
    20. Международная научная конференция «350 лет русского театра» (И123020900197-4);
    21. Круглый стол «Русские театры за рубежом — полпреды российской культуры». Российский фонд культуры (И123021000272-4).

    Научные конкурсы

    1. Конкурс театральных рецензий среди учеников 11 классов;
    2. Всероссийский конкурс научных работ в области театрального искусства;

      В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030»:
    3. Всероссийский сценарный конкурс комедии ТНТ и ГИТИСа при поддержке видеохостинга RUTUBE.

    Диссертационный совет

    Диссертационный совет Д 210.013.01 до окончания срока действия старой номенклатуры научных специальностей успел провести в 2022 г. 3 заседания по защитам диссертаций (Е. Двизова, Н. Когут, А. Краснослободцева) Все три кандидатские диссертации были подготовлены аспирантами ГИТИСа. Доля защитивших кандидатскую диссертацию в общем числе аспирантов составила 50%.

    Впервые диссертационный совет провел эти заседания в удаленном интерактивном режиме с электронным тайным голосованием («КриптоВече»). Среди трех советов по театральному искусству совет ГИТИСа — первый, кто освоил этот электронный формат.

    28 ноября 2022 года был издан приказ Минобрнауки о выдаче разрешения на создание диссертационного совета 23.2.016.01 на базе ГИТИСа по специальности 5.10.3 Виды искусства (театральное искусство). Наш совет первым прошел эту процедуру из всех театроведческих советов. Действующий совет готов к работе и ждет новые диссертации.

    Ученый совет

    За 2022 г. прошло 10 заседаний. В рамках подготовки к аккредитации было разработано и утверждено 30 локальных нормативных актов.

    Были переименованы факультет эстрады и кафедра эстрадного искусства. В ходе выборов были избраны трое заведующих кафедрами — иностранных языков, истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств, сценической речи.

    4 раза за этот год на заседаниях Ученого совета проводился конкурс на замещение должностей работников, относящихся к ППС, в том числе — для перевода на вышестоящие должности педагогов ГИТИСа, получивших в этом году ученые и почетные звания.

    По решению Ученого совета, на основании ходатайств кафедр, стали почетными профессорами ГИТИСа Людмила Гарница, Ольга Миронова, Марина Волчевская и Григорий Ауэрбах.

    Музей

    В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030» музей ГИТИСа открыл свои видеоархивы — цикл научно-творческих мероприятий «ГИТИС в пленке».

    Систематизации фондов:

    • Совместно с IT-отделом закончена работа по оцифровке видеокассет с архивными записями спектаклей, показов, капустников, экзаменов, конференций ГИТИСа с 1988-го по 2007-й год, всего оцифровано 280 кассет.
    • Цифровой фотоархив ГИТИСа пополнился фотографиями из Музея Бахрушина и Музея МХАТа, Музея театра Маяковского и театра Вахтангова и из личных архивов С. Яшина и О. Тарасовой
    • В этом году в ГИТИС родственниками Сергея Исаева переданы орден Трудового Красного знамени и орден Дружбы Народов, и карандашный портрет Станиславского, подаренный им актеру и педагогу А. Д. Попову и переданный в ГИТИС Н. А. Зверевой

    Издательство

    В 2022 году в издательстве ГИТИС вышло 44 наименования книг: 24 — новинки, из которых 5 книг в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030», а также 20 — допечатки.

    Особо хочется отметить:

    • История зарубежного театра: от истоков до конца XX века: Учебник / Под ред. Л. И. Гительмана. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство ГИТИС, 2022. — 754 с.
    • Сол Юрок. Импресарио. — М.: Издательство ГИТИС, 2022. — 324 с.: ил.

    В рамах серии «Драмтеатр»:

    • Семеновский В. О. Не слишком вольные фантазии: Пьесы. — М.: Издательство ГИТИС, 2022. — 266 с.

    ГИТИС отметил 400-летие Мольера изданием книги Карла Манциуса и сборником новых и старых переводов «Мизантропа»:

    • Манциус К. Мольер. Театры, публика, актеры его времени: Монография / Пер. с фр. Ф. Н. Каверина. — М.: Издательство ГИТИС, 2022. — 236 с.
    • Мольер Ж.-Б. Мизантроп. — М.: Издательство ГИТИС, 2022. — 528 с.

    В Барселоне вышла книга современной российской драматургии на каталанском языке. Это — вторая часть проекта ГИТИСа и Национального института театра.

    Издательство ГИТИС представило новинки на Московской международной книжной ярмарке в Гостином дворе, Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction № 24

    Научный журнал «Театр. Живопись. Кино. Музыка»

    В 2022 г. было опубликовано 45 научных статей по разным областям истории и теории искусства. Особое внимание было уделено сохранению традиций российской театральной школы — в публикациях Г. А. Заславского, Н. А. Шалимовой, А. В. Бартошевича, А. В. Ахреева, М. И. Немчинского, А. Л. Ястребова и многих других, а также исследованиям актуальных сценических экспериментов. Ведется активная работа по рецензированию, научному редактированию и публикации статей аспирантов ведущих российских творческих вузов. Были приняты к печати и опубликованы статьи из самых разных регионов РФ и зарубежных исследовательских центров.

    В 2022 г. особое место занимали центральные темы — объявленный Президентом РФ Год народного искусства и нематериального культурного наследия и 350-летие русского театра. Освещению научных открытий в этих областях был посвящен ряд статей в рубриках журнала «Народное творчество» и «350 лет русского театра».

    В этом году редакция журнала приняла участие в 10-й Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня: от настоящего к будущему» Российской ассоциаций научных редакторов и издателей (АНРИ). ГИТИС выступил партнером этого важнейшего мероприятия.

    В апреле 2022 г. журнал вновь стал победителем грантового Конкурса по поддержке специализированных печатных изданий-2022, организованного Российский фондом культуры (проект № 22-4-000085).

    В течение года удалось реализовать ряд новых рубрик, освещающих события научной жизни России, привлечь перспективных специалистов в авторский пул журнала, в том числе лауреатов престижных отечественных премий за лучшие научные исследования и монографии 2020-х гг.

    В ноябре журнал прошел перерегистрацию ВАК Минобрнауки по новым номенклатурам научных специальностей, не только сохранив все ранее имеющиеся искусствоведческие номенклатуры, но и расширив свой тематический диапазон на филологические исследования по драматургии (специальности: 5.9.1, 5.10.1, 5.10.3).

    К 2022 г. импакт-фактор журнала в РИНЦ вырос с 0,183 до 0,228. Журнал значительно поднялся в рейтинге РИНЦ «Топ-50 искусствоведческих изданий» до 26 места.

    В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030» подготовлено и размещено значительное количество англоязычных версий статей журнальных выпусков 2022 г. (статьи Литавриной, Рябчиковой, Дединского, Вишневской и др.) для продвижения журнальных публикаций в международном научном сообществе.

    Научный отдел

    Проведен второй конкурс на замещение должностей научных работников.

    В отчетном году была проведена работа по созданию студенческого научно-творческого общества (СНТО), в рамках которого студенты театроведческого факультета уже посетили открытую дискуссию и дебаты во ВГИКе.

    Была проведена работа с электронными базами данных: в течение 2022 года было отредактировано более 1000 публикаций на портале elibrary.ru.

    Публикационная активность

    На сегодняшний день общее число публикаций педагогов вуза в РИНЦ выросло с 1617 до 1863 с общим цитированием 5866.

    Индекс Хирша по всем публикациям в РИНЦ вырос с 17 до 27.

    Средневзвешенный импакт-фактор журналов, в которых были опубликованы статьи, вырос с 0,197 до 0,231.

    Научная библиотека

    В Библиотеку поступило 2 012 экз. книг, периодических изданий — 21 наименование.

    Отредактировано 4 174 библиографических записей и рубрик.

    Отреставрировано 8 изданий.

    Было подготовлено: 26 книжно-иллюстративных выставок; 15 выставок новых поступлений.

    Подготовлен электронный биобиблиографический указатель «Олег Львович Кудряшов: режиссер и педагог».

    Аспирантура

    В марте 2022 г. вступили в силу новые нормативные документы, регламентирующие новый порядок обучения в аспирантуре.

    Основное изменение коснулось возвращения подготовки диссертации и ее оценки как обязательного условия итоговой аттестации в аспирантуре. Итоговая аттестация аспирантов будет проходить в форме предзащиты на соответствующих кафедрах, а вместо диплома об окончании аспирантуры выпускник будет получать заключение кафедры «о соответствии диссертации установленным критериям» и справку об окончании аспирантуры.

    Изменился регламентирующий документ — образовательные программы аспирантуры теперь руководствуется не ФГОС, а ФГТ (федеральным государственным требованиям).

    С начала года проведено 21 научное мероприятие для аспирантов.

    Количество аспирантов на конец года составляет 23 чел., в т. ч. 2 аспиранта из Сербии.

    Прием в аспирантуру в 2022 г. Все 6 бюджетных мест заняты. 2 человека поступили на платное обучение. Набор проходил по новой научной специальности 5.10.3 Виды искусства (театральное искусство).

    Проведено самообследование магистрантов и аспирантов по оценке качества образования и подготовлены рекомендации по улучшению учебного процесса.

    С 1 декабря прошло прикрепление соискателей. На 2022/23 учебный год прикреплено 3 соискателя на кафедру хореографии и сценической речи. Всего соискателей — 10 человек.

    Защита диссертаций:

    В 2022 г. защитили диссертации 3 выпускника аспирантуры. Готовятся к защите 4 выпускника аспирантуры и 2 соискателя.

    Ассистентура-стажировка

    Количество обучающихся — 42 чел. Из них — 4 человека в академическом отпуске.

    Прием в 2022 г. Все бюджетные места заняты. 2 человека поступили на платное обучение.

    Ассистенту-стажеру 2 курса кафедры саунд-драмы назначена именная стипендия Фонда поддержки и развития театрального образования.

    Публикации

    Главы в коллективных монографиях:
    • Деникин А. А. Кинозвук и игровой звук: к определению специфики и различий // Звук, игра, образ: Междисциплинарные контексты современного кинематографа / А. А. Деникин, А. В. Марков, Ю. С. Реунов [и др.]. — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2022. — 279 с. — ISBN 978-5-7281-3109-0. — EDN TQSLMV.
    • Живем словом. Всеволод Некрасов в письмах и воспоминаниях / В. Немухин, Э. Булатов, Ф. Инфанте [и др.]. Сост. Г. В. Зыкова, Е. Н. Пенская — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. — 640 с.
    • Литаврина М. Г. Театры малых форм / М. Г. Литаврина // Очерки русской культуры. Начало XX века. — Москва: Издательство «Политическая энциклопедия», 2022. — С. 604–656.
    • Литаврина М. Г. Ностальгия: медленный яд. // Ностальгия. Мифы, судьбы и литературный опыт русской эмиграции. Коллективная монография. — Тунис, SOTEPA GRAPHIC, 2022. — С. 12–25.
    Учебные пособия, методические пособия:
    • Белан А. В. Театральный портрет через призму академического рисунка: Учебное пособие. — М.: Издательство ГИТИС, 2022. — 60 с.
    • Беланова И. А. Коммуникативная грамматика английского языка / И. А. Беланова. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — 380 с.
    • Косенко В. С. Звукопроизношение в театральной школе / В. С. Косенко, П. Е. Елисеева. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — 188 с.
    • Ливнев Д. Г.  Есть ли Метод Михаила Чехова? — М.: Издательство ГИТИС, 2022. — 44 с.
    • Литаврина М. Г. Русское театральное зарубежье: Методическое пособие / М. Г. Литаврина. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2023. — 76 с.
    • Немчинский М. И. Методические указания по курсу «История циркового искусства». — М.: Издательство ГИТИС, 2022. — 44 с.
    • Немчинский М. И. Режиссура и мастерство актёра: Методические указания по курсу / М. И. Немчинский. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — 48 с.
    • Рутберг И. Г. Пантомима. Жизнь тела: Учебное пособие. — М.: Издательство ГИТИС, 2022. — 392 с.: ил.
      Введение в историю культуры / А. А. Кротов, О. М. Седых, О. В. Осипова [и др.]. — Москва: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Издательский Дом (типография), 2022. — 533 с. (Богомолов А. Г.)
    • Режиссёры ГИТИСа. 1938–2022: Антология. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — 532 с.
    Сборники статей
    • Мейерхольдовский сборник. Том Выпуск 6. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — 276 с.
    • Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — 236 с. — ISBN 978-5-91328-390-0. — EDN TYZLPU.
    Публикации научных статей, индексируемых в наукометрической системе РИНЦ:
    • Аксенова А. В. Актуальные аспекты преподавания итальянского языка вокалистам в рамках проектно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам (на примере анализа функций поливалентного союза «che») / А. В. Аксенова // Векторы развития современного итальянского языка: тезисы докладов Международной научно-практической конференции., Москва, 18—19 октября 2022 года / Московский государственный лингвистический университет. — Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2022. — С. 9–10.
    • Ахреев А. В. Воспитание профессиональных базовых навыков актера: физическое самочувствие / А. В. Ахреев // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: Воспитание как часть образовательного процесса: Материалы XXXIII Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 26 января 2022 года. — Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2022. — С. 31–38.
    • Ахреев А. В. Уроки З. Я. Корогодского / А. В. Ахреев // Художественное образование в мире: вчера, сегодня, завтра: материалы XV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 15 апреля 2022 года. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. — С. 14–21.
    • Бармак А. А. Система Станиславского как нематериальное культурное наследие / А. А. Бармак // Энциклопедия нематериального культурного наследия России: Посвящается Году культурного наследия народов России / Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева. — Москва: Институт Наследия, 2022. — С. 429–436.
    • Взаимосвязь изменений физиологических показателей в процессе выполнения задания с экспертной оценкой результата (на примере чтения текстов) / Е. А. Крикленко, А. В. Ковалева, Е. Н. Лихоманова, В. А. Нижельской // Мотивационные аспекты физической активности: Материалы VI Всероссийской междисциплинарной конференции, посвященной светлой памяти первого ректора НовГУ Владимира Васильевича Сороки, Великий Новгород, 18 февраля 2022 года / Отв. редактор Р. Я. Власенко. — Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2022. — С. 71–77.
    • Груцынова А. П. Научные исследования в области искусствознания: проблемы современных диссертационных работ / А. П. Груцынова // Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25 октября 2021 года. — Москва: ФГБОУ ВО «Московская государственная академия хореографии», 2022. — С. 25–29.
    • Двизова Е. В. Дикция актера в современной театральной практике / Е. В. Двизова // Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — С. 188–204.
    • Егорова Т. К. Профессия режиссер мультимедиа: новые перспективы / Т. К. Егорова // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа: Материалы ХIV Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2022 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2022. — С. 19–20.
    • Егорова Т. К. Композиторы-шестидесятники и кинематограф // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том 51: по материалам X Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART X». Грандиозный эксперимент ХХ века: pro et contra (К 100-летию образования СССР и 30-летию его распада). 30 декабря 2022 года / Редактор-составитель А. И. Демченко. − Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2023. — 346 с. С. 140–163.
    • Елисеева П. Е. Из опыта работы с педагогом-режиссером Сюзанной Павловной Серовой / П. Е. Елисеева // Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — С. 60–74.
    • Кайдалова Л. Г. Педагогическая преемственность / Л. Г. Кайдалова, Т. И. Васильева // Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — С. 75–93.
    • Камышникова В. П. К вопросу о групповом тренинге / В. П. Камышникова // Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — С. 114–129.
    • Косенко В. С. Наш Учитель — Ирина Юрьевна Промптова / В. С. Косенко, П. Е. Елисеева // Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — С. 45–59.
    • Косенко В. С. Нейропсихологический аспект дикционного тренинга с мячами / В. С. Косенко // Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — С. 175–187.
    • Красиков В. И. Идентичность и этничность: на перекрестии смыслов / В. И. Красиков // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: ежегодник, Москва, 06—07 октября 2021 года. Том Выпуск 5. Часть 1. — Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022. — С. 657–659.
    • Кружалов А. Б. Народная хореография как нематериальное культурное наследие России / А. Б. Кружалов // Энциклопедия нематериального культурного наследия России: Посвящается Году культурного наследия народов России / Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева. — Москва: Институт Наследия, 2022. — С. 395–400.
    • Матвиенко К. Н. Время в театре и перформансе: условность или реальность? / К. Н. Матвиенко // Тезисы докладов 50-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой: Тезисы докладов, Санкт-Петербург, 15–23 марта 2022 года. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. — С. 212.
    • Мелик-Пашаева К. Л. Публикация «Женские образы в европейской опере как зеркало изменений в общественных настроениях середины XIX — начала XX вв.». // Лингвострановедение: методы анализа, технологии обучения: девятнадцатый межвузовский семинар по лингвострановедению (Москва, 22—23 июня 2021 г.): доклады и материалы. В 2 частях. Часть 2. Женщина в культуре и обществе / ответственный редактор Л. Г. Веденина; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. — Москва: МГИМО-Университет, 2022. — С. 8–21.
    • Промптова И. Ю. Ирина Петровна Козлянинова / И. Ю. Промптова // Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — С. 24–31.
    • Редина О. Н. «и после многих весен» О. Хаксли: в поисках трансцендентности / О. Н. Редина // Поиски нового художественного языка в зарубежной литературе: Сборник научных трудов / Редколлегия: А. А. Стрельникова (отв. ред.), И. А. Бондарь (науч. ред.). Том Выпуск 1. — Москва: Московский государственный областной педагогический университет, 2022. — С. 98–107.
    • Саричева Е. Ф. Единство системы / Е. Ф. Саричева // Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — С. 10–14.
    • Саричева Е. Ф. О методе работы над сценическим словом в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского / Е. Ф. Саричева // Сценическая речь: история, теория, практика. — Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2022. — С. 15–23.
    • Сизенко Е. Е. В поисках гармонии / Е. Е. Сизенко // Вопросы гуманитарных наук. — 2022. — № 6(123). — С. 55–59.
    • Сизенко Е. Е. Мы длинной вереницей пойдем за Синей птицей / Е. Е. Сизенко // Вопросы гуманитарных наук. — 2022. — № 5(122). — С. 29–31.
    • Сизенко Е. Е. М. Метерлинк на сцене МХТ / Е. Е. Сизенко // Современные гуманитарные исследования. — 2022. — № 5(108). — С. 36–39.
    • Супоницкая К. А. «Русские сезоны»: становление неофольклорных тенденций в балете первой половины ХХ века / К. А. Супоницкая, Е. А. Макеев // История культуры — история страны: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции кафедры Педагогики балета Института славянской культуры (к 150-летию выдающегося театрального деятеля С. П. Дягилева), Москва, 29 марта 2022 года. — Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2022. — С. 60–68.
    • Терехов Д. М. Контракты, как форма трудовых отношений в современном российском театре / Д. М. Терехов // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 29 июля 2022 года / Редколлегия: Л. К. Гуриева [и др.]. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. — С. 53–56.
    • Харитиди Я. Ю. К вопросу об исторической роли просвещенных театралов / Я. Ю. Харитиди // Актуальные вопросы науки. — 2022. — № 84. — С. 27–29.
    • Харитиди Я. Ю. Мировоззренческие основы критического метода С. Т. Аксакова / Я. Ю. Харитиди // Вопросы гуманитарных наук. — 2022. — № 5(122). — С. 32–35.
    • Харитиди Я. Ю. С. Т. Аксаков о творчестве М. С. Щепкина. к вопросу о формировании эстетики реализма / Я. Ю. Харитиди // Современные гуманитарные исследования. — 2022. — № 1(104). — С. 48–51.
    • Шевцов С. «Мертвый город» в Новой опере. Акустическое решение премьерного спектакля // Портал Звукорежиссер, 2022. — Эл. доступ: https://audio-producer.ru/articles/mertvyj-gorod-v-novoj-opere-akusticheskoe-reshenie-premernogo-spektaklya/