К 100-летию со Дня рождения Анны Георгиевны Образцовой


Сегодня мы отмечаем 100-летие со Дня рождения выдающегося историка театра, театрального критика, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РСФСР Анны Георгиевны Образцовой. Образцова — ученица Григория Бояджиева. Окончила ГИТИС в 1946 году. С 1974 по 1990 годы возглавляла кафедру истории зарубежного театра ГИТИСа. В День её столетия мы вспоминаем, какой она была, наша Анна Георгиевна Образцова.

К 100-летию со Дня рождения Анны Георгиевны Образцовой
Людмила Баженова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа (выпуск 1976 г.)

АРИАДНА

Я никогда не видела Анну Георгиевну в шляпе. Тем не менее, в воображении она часто рисуется мне в головном уборе наподобие тех, в которых щеголяли на скачках в Аскоте или Челтнеме родовитые английские дамы. Тут, думаю, дело не в капризах моей фантазии, а в том, что образ Анны Георгиевны Образцовой соединился для её учеников с пленительным и таинственным ликом Англии, театром, которым она занималась всю жизнь.

Она была блестящей журналисткой, поскольку любила жизнь в её повседневных проявлениях: любила материю в её природной поэзии, любила застолья, красивые вещи, замечала обыденные радости своих студентов. При этом была вполне земным человеком: не всегда последовательным в суждениях, ярко субъективным в оценках театральных событий, жёстким, временами жестоким критиком чужих неудач. В театральной среде её звали Арой, Арочкой, звучало это временами ласково, временами иронично. А оказалось, что это просто сокращённое «Ариадна», так её когда-то именовали. Ей шло её редкое имя, как-то очень соединялось с её небанальным обликом, удивительными ореховыми блестящими глазами, которые так искрились, так радовались, так насмешничали... И ещё — голос! Считают, что человеческий голос — самая непосредственная и афористически точная манифестация личности.

У Образцовой он был красивейший: «объёмное» яркое меццо-сопрано. Собственно, такой выразительный голос и должен был быть у лектора, доносящего своё видение мира и театра до людей непричастных, но страстно желающих причаститься к миру сцены (студентов, то есть)...

Нина Монова, руководитель литературно драматургической части ГАЦКТ имени С. В. Образцова (выпуск 1989 г.)

Моя Анна Георгиевна Образцова

В студенческую пору Анна Георгиевна открывала нам, своим студентам, мир театра и дарила встречи с Анатолием Эфросом и Виталием Вульфом, репетиции Георгия Товстоногова и Романа Виктюка.

Только спустя годы приходит благодарное понимание, насколько Анна Георгиевна была заботлива и внимательна к твоему выбору пути, предоставляя полную свободу, при этом тактично направляя и щедро помогая. Когда на третьем курсе на семинаре по реконструкции спектакля Алексея Вадимовича Бартошевича, Анны Даниловны Цепенюк и Видмантаса Юргеновича Силюнаса я выбрала Испанию, Образцова посоветовала подумать о «дипломе у Силюнаса». Решением Анны Георгиевны блистательный Силюнас назначается уже моим оппонентом, а руководителем диплома становится Леонид Юльевич Велехов, завлит ГАЦТК под руководством Сергея Образцова. Спустя годы я начну работать в Театре Образцова, стану завлитом и... мысленно вновь и вновь буду благодарить дорогую Анну Георгиевну за столь судьбоносный подарок.