Конференция «Театральный костюм на сцене ХХI века» для студентов факультета сценографии


6 декабря 2023 года для студентов 1 курса факультета сценографии прошла конференция «Театральный костюм на сцене ХХI века».


Конференция «Театральный костюм на сцене ХХI века» для студентов факультета сценографии

Кандидат искусствоведения Т. Г. Шовская представила на конференции доклад «Художественная выразительность + технологичность. Филипп Гильотель для Cirque du Soleil».

Cirque du Soleil, первоначально состоявший из двадцати уличных артистов, превратился к рубежу столетия в мирового лидера офлайн-развлечений. Цирковое искусство было полностью переосмыслено: оно приблизилось к театру по глубине художественного высказывания, задало высочайшую планку циркового мастерства и стало неизменно базироваться на новейших технических достижениях.

Это в полной мере относится и к костюмам для цирковых шоу. Cirque du Soleil регулярно сотрудничает с французским художником по костюмам Филиппом Гильотелем. Костюмы, типичные для Cirque du Soleil, варьируются от мультяшных до действительно роскошных. Здесь можно увидеть как традиционные полосатые цирковые трико, так и викторианские наряды. Вместе они превращают огромный ансамбль в единое эстетическое целое. Исполнители переодеваются пять-шесть раз на протяжении шоу, что составляет в среднем 125 имиджей персонажей и 5000 предметов гардероба для каждого представления. Филипп Гильотель говорит, что его костюмы играют одну из ведущих ролей в атмосфере представления, более того — они ведут собственное повествование. Нетрадиционные и чудаковатые костюмы в постановке значительно усиливают художественный эффект. 

Филипп Гильотель любит создавать на сцене симбиоз между костюмами и техническими изобретениями — «гибридных» персонажей, полулюдей-полумашинВ цирке артисты должны двигаться легко и выразительно, поэтому форма костюма должна не только соответствовать характеру персонажа, но и быть удобной. Кроме того, костюмы должны выдерживать постоянное использование и стирку — на гастролях обычно бывает 11 выступлений в неделю.

Чтобы сделать одежду функциональной, Филипп Гильотель обычно выбирает пять или шесть материалов для каждой постановки, которые использует всеми возможными способами: окрашивает, наносит орнаменты, добавляет фольгу — в зависимости от желаемого эффекта. Акцентные детали одежды могут казаться тяжёлыми, имитировать кожу и металл, но на самом деле они лёгкие и прочные, поскольку сделаны из высокотехнологичных материалов, например, из углеродного волокна.

Для постановки «Кабинет курьезов» он выбрал мягкую лайкру, которая может выглядеть фактурной или глянцевой, шёлковый эластичный нейлон, который хорошо драпируется и позволяет нанести светоотражающий рисунок, а также натуральные хлопок и лён. Некоторые части костюмов были напечатаны на 3D-принтере, чтобы точно соответствовать телам артистов.