Конференция «Венеция. Вековые богатства искусства»


20 мая 2022 года на кафедре истории изобразительного искусства прошла конференция «Венеция. Вековые богатства искусства».


Конференция  «Венеция. Вековые  богатства  искусства»
Доцент кафедры изобразительного искусства Н. Ю. Вавилина в своём докладе рассказала о венецианских театрах Мира XVI-XVII веков - уникальном явлении в истории театра. Театры мира сооружались силами так называемых братств Кальца в честь значительных событий в жизни Серениссисы. Плавучие архитектурные конструкции, обычно круглые в плане, устанавливались на плоскодонные лодки-понтоны. Их маршруты и представления, которые на них устраивались, были частью общегородских празднеств и оформлялись самым роскошным и изысканным образом. Первое документальное упоминание театра Мира мы встречаем в «Дневниках» венецианского хрониста Марина Санудо (1466-1536). Праздник на Большом Канале устраивало общество «Цветущие» (Floridi). Следующий театр Мира был сооружен по заказу общества «Любезных» (Cortesi) по cлучаю приезда знатной персоны – Франческо д’Эсте (1516–1578). В 1564 году общество «Пылких» (Accesi) приняло в свои ряды юного Франческо Мария II делла Ровере (1549 —1631). В честь его торжественного приема в компанию по эскизу архитектора Джованни Антонио Рускони был построен один из самых известных и впечатляющих венецианских театров Мира, представлявший собой «морскую раковину в виде Мира». Проект Рускони был реализован двумя братьями-скульпторами: Людовико и Траяно Моденези. Карниз и балюстраду, увенчанную куполом и фонарём со статуей, поддерживали 16 атлантов. Внутри находились дамы и кавалеры-иностранцы. Под звуки серенад театр переплыл Большой Канал. Самый известный и лучше всего задокументированный театрализованный праздник, связанный с театром Мира, – коронация догарессы Морозины Морозини 4 мая 1597 года. В качестве архитектора плавучего театра выступил Винченцо Скамоцци. Заказчиками стали сорок юношей из знатных семейств из свиты Морозины Морозини-Гримани. Проект не относится к числу «эфемерных» и сугубо развлекательных. Это был серьёзный архитектурный экзерсис, отсылающий к великой палладианской архитектуре. Четыре портика с фронтонами на восьми колоннах композитного ордера. Колонны поддерживали большой архитрав и две балюстрады, обходившие театр внутри и снаружи. Фронтоны расписал Паоло Пьяцца, изобразив на одном из них дожа Марина Гримани, на другом – его супругу Морозину Морозини-Гримани. На третьем фронтоне была изображена земная сфера со звёздным небом, а на четвёртом – гербы дожа и догарессы, знаки зодиака и надпись: Moventi Obsequium. Кроме того, верх фронтонов был украшен двенадцатью фигурами, представляющими знаки зодиака с соответствующей эмблемой в руке. Венчал конструкцию достаточно массивный позолоченный купол с шестнадцатью круглыми окошками внизу и фонарём на шести колонках, с маленьким куполом и статуей на нём. На корме скульптор Джероламо Кампанья поместил огромную скульптуру Нептуна. Сам театр был водружен на большую платформу, замаскированную под кита, и приводился в движение барками в форме рыб.