Российский институт театрального искусства — ГИТИС
«Каждый сам делает выбор»: режиссёр фильма «Плакать нельзя» педагог ГИТИСа Наталья Назарова рассказала о своей картине
Выходит в прокат драма Натальи Назаровой «Плакать нельзя». В интервью «Вечерней Москве» режиссёр картины рассказала, почему для нее так важна тема детства и семьи.
По сюжету «Плакать нельзя» у эмигрантки из России Татьяны Ольсен (Светлана Чуйкина) служба защиты детей отобрала сына Колю (Владимир Левченко), а
— Наталья, почему для вас так важна тема детства?
— Я никогда не выделяла ее намеренно, но она волновала меня всегда. Один из самых острых конфликтов — столкновение жёсткого, структурированного мира взрослых с мягким и податливым миром детства. Ребёнок — персонаж уязвимый. На него наваливается всё зло этого мира, и он с огромным трудом ему противостоит. Это интересно исследовать.
— Как вы создаёте своих маленьких персонажей? Как выбираете актёров для них?
— Я стараюсь искать в детях индивидуальные особенности, вспоминаю своих знакомых. Часто в кино показывают некий обобщенный образ ребенка, который взрослые придумывают себе сами, и он оказывается неправдивым. Для меня главное, чтобы персонаж получился максимально живым — не слащавым
— Образы, не связанные с людьми, но раскрывающие смыслы — зимний пейзаж, пойманная рыба, — продумываются заранее или возникают по ходу?
—
Если уходить глубже, образ рыбы — один из основных в христианстве, некоторые из учеников Христа были рыбаками. Мне хотелось
Идея кадра, где много рыбёшек, продюсерам понравилась, и мы нашли способ её воплотить. Что символично, ведь герой готов пожертвовать собой, чтобы помочь едва знакомой семье и постараться искупить совершённый грех.
— Как думаете, есть ли
— Наверное, есть, но мы эту зону не исследовали. Я думаю, у человека всегда существует выбор. Нет такого, что человек, как в греческой трагедии, является заложником рока.
Другое дело, что остановить его можно. Но для этого надо обладать огромной духовной силой, чтобы, например, решить не мстить, идти по закону. Если бы Алексей сказал: «Я не буду мстить. Бог им судья, я пойду дальше…» Но он не смог. И цепочка зла продолжила гулять по свету. Мало кто смог бы.
— Какое место христианство занимает в вашей жизни?
— Давайте без обиняков — оно занимает самое главное, основное место. Это то, чем я живу, чем держусь.
— Религия часто ассоциируется с табу и запретами. Как найти грань между самоограничениями и свободой развития?
— Это очень сложный богословский вопрос, но я попытаюсь на него хотя бы
Да, действительно, так ты окажешься в
— Почему у вас нет однозначно хороших и плохих героев?
— Нас больше интересуют люди обыкновенные, со своими недостатками, заблуждениями. Следить за ними увлекательнее, чем расставлять слишком явные смысловые характеристики. Когда такие люди начинают действовать, они могут и быть правыми, и ошибаться. Так возникает переменный переход некой малой, человеческой правды с одной стороны на другую. Хотя есть и правда глобальная, и безусловное, неперсонифицированное зло.
Если говорить о фильме, то в нём таковым является государственная машина, которая переламывает судьбы людей. Служба защиты детства делает нужное дело, когда изымает детей у алкоголиков, из семей, где ребенку невозможно жить. Но бывают и абсолютно неверные, на наш взгляд, случаи, когда ребенка забирают по надуманным поводам или когда это связано с идеологией государства. Думаю, родителям никто не имеет права диктовать, как воспитывать ребенка, если они более или менее вменяемы.
— Действие происходит в скандинавских странах, а не в России, потому что у нас эта проблема пока не так остра?
— Верно. У нас еще сильна традиция. Ювенальные (занимающиеся проблемами детей и подростков. — «ВМ») службы не бесчинствуют, как там. Да, они могут совершать ошибки, отдельные злоупотребления, но это ещё не приняло тотального характера. В скандинавских странах — огромное количество подобных случаев. А системность страшна!
— Каждой ли ленте для успеха нужен титулованный актер?
— На самом деле я не очень люблю работать с медийными актерами. Мне немного мешает их бэкграунд — шлейф сыгранных ролей. Предпочитаю снимать минимально известных людей.
— Замечали ли вы, как известность меняет артистов?
—
Они, наверное, имеют достаточно самоиронии и понимания, что ничто не вечно в этом мире. Что сегодня ты нужен, а завтра, может, и нет. Слава быстро проходит и любовь зрителя может скоро закончиться. Если актёру хватает трезвости это понимать, то он ведёт себя нормально,
— Вы не только работаете в кино, но и поставили в МХТ имени Чехова «Ювенильное море» по Платонову. Насколько это разные процессы?
— Фильм и спектакль — очень разные вещи. Да, в них есть точки соприкосновения: работа с актёром, выстраивание целостной истории как некой режиссёрской композиции и другие. Но технически и организационно это абсолютно разные истории.
— В кино больше работы с изображением, в театре — с энергией артистов. Верно?
— Не совсем. Камера отлично улавливает актёрскую энергию, если она есть. А если нет, то и захватывать нечего. Поэтому некоторые наши российские сериалы смотреть невозможно. Другое дело, что многие привыкли к такому маргарину, что
Но на самом деле, когда почувствуешь вкус настоящего, это уже ни с чем не перепутаешь. А камера вообще не врёт. Актёрская энергия даже в большей степени передается через неё, чем в театре. Камера — лупа, которая все увеличивает, под которой трудно соврать.
— Фильмы или сериалы каких современных российских режиссёров вы посоветуете?
— Недавно посмотрела фильм Дмитрия Мамулии «Преступный человек». Люблю работы Сергея Дворцевого — фильмы «Айка», «Тюльпан». Сериалов не много смотрю, но мне нравится, как работает Борис Хлебников, Сергей Урсуляк.
— Когда вы поступали в театральный, мечтали стать актрисой или изначально были другие цели?
— Я сразу хотела стать режиссёром. Но не решалась и подойти ко ВГИКу — чувствовала себя такой ничтожной, не знающей, с какой стороны к этой цели подобраться. Выбрала окольный путь — решила, что стать актрисой будет проще.
Но режиссура меня все равно затянула. Совмещаю с преподаванием в ГИТИСе. Для меня это важно.
— Женская режиссура отличается от мужской или это деление неверно в принципе?
— Я не принадлежу к феминистически настроенным дамам, которые считают, что «разницы между нами нет, главное — талант»…
Женщины в большей степени успевают уловить тонкие вещи, промежуточные состояния, что выгодно для кино. Мужчины на это могут не обратить внимания, но их сильная сторона в том, что они охватывают общую картину, им более присуще чувство целого, как и некая дерзость, смелость. Тут можно бесконечно говорить о том, что бывают и женщины дерзкими… Конечно, это так. Но все же небольшая разница между нами есть.
ДОСЬЕ
Наталья Назарова родилась 16 ноября 1969 года в Раменском Московской области. Окончила
Наталья является автором сценариев более 30 фильмов и сериалов, среди них: