Российский институт театрального искусства — ГИТИС
Лика Рулла: Это какая смелость требуется – не бояться быть смешным!
Актриса и член жюри конкурса комедий – о том, почему дела с юмором в искусстве у нас не очень веселы.
Сообщение это одновременно пришло из «юморного» ТНТ и академического ГИТИСа: оба столь непохожих учреждения, при поддержке главного отечественного видеохостинга Rutube, объявили совместный конкурс на написание комедий, посвящённый
— Читал, что на конкурс пришло уже более 300 заявок.
— Уверена, это не предел. Пока же могу сказать, что с радостью приняла предложение нашего ректора Григория Заславского войти в столь серьёзное жюри, которое возглавляет Юрий Стоянов. Безумно интересно узнать новые сюжеты, тенденции, имена талантливых молодых авторов… Тем более в жанре комедии, который считаю самым сложным и ответственным. Не зря лучшим
— А что творится в области музыкальной комедии?
— Меня порадовала последняя «Золотая маска», где я была членом жюри. Например, как виртуозно поставлен режиссером Антоном Музыкантским, как блистательно исполнен артистами Свердловского театра музыкальной комедии спектакль «Одолжите тенора». Было радостно за мою «театральную родину» — ведь я воспитанница Екатеринбургского театрального института, безумно благодарна своему мастеру Алексею Васильевичу Петрову. Очень ценю тамошнюю актёрскую школу. Чего стоит один Олег Ягодин, которого теперь знают уже не только зрители его родного
— Я помню вас на протяжении 20 лет, начиная с мюзикла «Чикаго», поставленного по инициативе Филиппа Киркорова…
— А это и был мой дебют в музыкальном театре. Работая в Смоленске, сыграв там важную для меня драматическую роль Кармен в спектакле по Мериме, я почувствовала: назрели перемены. И решила попытать счастья в Москве. Не имея даже понятия, ни что за мюзикл такой — «Чикаго», ни что претендую на одну из двух главных женских ролей. Настолько мы были тогда далеки от этой культуры. Кастинг был жесткий, и проводившие его американские постановщики отобрали двух никому до того не известных исполнительниц — студентку четвёртого курса ГИТИСа Настю Стоцкую и молодую актрису из провинции Лику Руллу. О том, насколько их выбор был честным, свидетельствует успех спектакля, выдержавшего тяжелейший сезон, когда после трагедии
— Но, готовясь к этому разговору, я с удивлением прочел ваше высказывание: не люблю мюзикл!
— (смеётся) Я и студентам своим говорю: опять у вас мюзикл получается!.. Но и коллегам по драмтеатру могу сказать: опять вы драму ставите… Дело в том, что не люблю жанры в их каноническом виде. Мне это скучно. Почему у нас в большинстве случаев считают, что для успеха мюзикла надо обязательно копировать бродвейский стандарт: многофигурное шоу, роскошные декорации? Ну ладно, та же Московская оперетта, или Театр мюзикла Михаила Швыдкого, или МДМ Дмитрия Богачева могут это себе позволить, но у скольких театров, не располагающих такими возможностями, выходит пародия на жанр? А главное — в органике мы на этом поле всё равно никогда не сравняемся с американцами. Но ведь у нас есть свои традиции авторского музыкального театра, основанные на свободном смешении черт комедии и трагедии. Не
— Расскажите, пожалуйста, о ваших учениках.
— По крайней мере десяток из них востребованы и прекрасно работают. Допустим, Наташа Инькова — в «Стилягах» Театра Наций, «Онегине» Таганки. Или Эмиль Салес. Или Маруся Бережная, которая одновременно и композитор, что очень важно — у нас, как я вам уже говорила, огромный дефицит молодых авторов. Да, есть великолепная Ольга Шайдуллина, есть потрясающий драматург Женя Беркович, написавшая острейший текст к «Антигоне» пермского
Для того, чтобы талантливая актёрская молодежь получила работу, чтобы набирали силу новые яркие авторы и постановщики, мы с единомышленниками решили создать Молодежный театр музыкального эксперимента. Площадку нам предоставляет
— Согласен с вами — классика не стареет. И чем дальше, тем всё более убеждаюсь — мы используем этот драгоценный источник на жалкие доли процента. В нынешнем сезоне на московские сцены вышли несколько комических опер Оффенбаха — какой это фейерверк мелодий и сюжетов! Тут и сатира на каннибализм (чем, как не людоедством, до сих пор занимаются многие корпорации и правительства?), и даже высмеивание моды на смену пола. А этих опер у великого Жака свыше сотни!
— Отвечу вам в том же тоне: а где вы сегодня можете посмотреть Мольера, юбилею которого посвящён наш конкурс? В Москве — ну, «Тартюф» в Театре имени Пушкина, «Дон Жуан» и «Плутни Скапена» в «Сатириконе» Константина Райкина… Мало!
— Есть ли у вас роль мечты?
— Пожалуй, для своего времени ею была та смоленская Кармен. Возможно, таковой станет маячащая пока в неопределенном будущем роль Джулии Ламберт в «Театре» Сомерсета Моэма.
— А самая трудная?
— Бесспорно, главная и единственная роль в теперешних «Монологах о любви». Как бы я в нее ни выгралась, каждый раз это живо и непредсказуемо, не выедешь на техническом приеме: слишком близок зритель и тесен контакт с ним. Все исполнения разные, хотя текст и песни неизменны… Ещё — большим трудом далась роль Велмы Келли из «Чикаго». Сколько синяков я себе насажала, одолевая технически сложный номер со стулом!
— Для
— Что говорить, профессия не только прекрасная, но трудная, даже коварная. Дочка, впрочем, уже играла в «Джейн Эйр» Брейтбурга заглавную героиню в детстве. Но сейчас её больше интересуют танцы. У нас перед вузом есть еще два года, чтобы выбрать путь.
Источник: «Труд».
Автор: Сергей Бирюков.