Российский институт театрального искусства — ГИТИС
Мастер-класс «Инсталляция. Завоёвывая пространство»
21 сентября для студентов 1 курса факультета новых направлений сценических искусств прошёл
Книга британского критика Клэр Бишоп «Искусство инсталляции» начинается со следующего определения: «Такое искусство, в котором зритель физически оказывается внутри произведения и которое часто описывается как «театральное» и «иммерсивное». Но Бишоп тут же подвергает критике это определение, поскольку под него попадает слишком многое, вплоть до выставочной архитектуры выставки.
Среди выделенных исследовательницей специфических черт инсталляции как вида изобразительного искусства оказывается прежде всего активизированный, а не пассивный зрительский взгляд. То есть зритель не просто получает полноту переживания только находясь внутри произведения, но и «достроить», понять и интерпретировать его может только из этой позиции. В этом смысле характерно, по замечанию Бишоп, что рост влияния искусства инсталляции пришелся на
Тем не менее истоки инсталляции восходят к эпохе модернизма. В этом ряду Эми Демпси называет Марселя Дюшана и, в частности, его «Верёвку длиною в милю»: на
Следующими вехами в развитии инсталляции стал своеобразный диалог, состоявшийся в парижской Galerie Iris Clert между Ивом Кляйном и Арманом с их сольными выставками «Пустота» (1958) и «Полнота» (1960).
Как бы то ни было, в инсталляции не только активизируется зрительский взгляд, но и само пространство инсталляции — активно, чем оно существенно отличается от сценографии.
На
1. Мусор/Память. Сюда попадают не только придуманные Ильей Кабаковым «тотальные инсталляции» о коммунальном быте и маленьком человеке (начиная с «Человека, улетевшего в космос из своей комнаты»), но и инсталляции Кристиана Болтански, всю жизнь работавшего с темой памяти. И инсталляции Сун Дуна (прежде всего «Не выбрасывай», посвящённая памяти родителей и собранная из их вещей).
2. Инсталляции с
3. Свет и звук. Инсталляции Олафура Элиассона и Джеймса Таррелла преобразуют пространство цветным светом и меняют сам способ его восприятия. Сергей Филатов создаёт звуковые инсталляции, погружающие зрителя в медитативное состояние.
4. Инсталляция и сценография — их
5. Инсталляция и