Производство вдохновения: студенты ГИТИСа реализовали новые проекты на «Магнезите»


Работы студентов-сценографов Российского института театрального искусства — ГИТИС стали новыми точками взаимодействия производства и современного искусства. 

Три студентки — Елизавета Ермакова, Анастасия Кун и Валентина Николайчук — проходили практику на Саткинской производственной площадке Группы Магнезит и под руководством своего наставника Дмитрия Буткевича вписали в индустриальный ландшафт огнеупорного гиганта новые проекты в стилях паблик-арта (искусство, представленное в городской среде или общественных пространствах) и ленд-арта (искусством на местности).


Производство вдохновения: студенты ГИТИСа реализовали новые проекты на «Магнезите»
Роспись с сюрпризом

Елизавета Ермакова, студентка мастерской Николая Симонова, расписала окна в переходе между зданиями (складом готовых изделий участка № 2 департамента по производству изделий и зданием, в котором находятся управление контроля качества и испытаний и управление инжиниринга, проектов и производства работ). Рисунок общей площадью 35 кв. м растянулся на всю длину перехода (14 м) и издалека похож на яркую мозаику. Вблизи мы видим множество разноцветных «кирпичиков», которые «разрастаются» и постепенно превращаются в домики. И на этом фоне изображена женщина, толкающая тележку. Те, кто знаком с историей «Магнезита» и хоть раз бывал в корпоративном музее, узнают в героини работницу прошлых лет — откатчицу. Представителями этой, несуществующей сегодня, профессии были преимущественно женщины. Они откатывали тележки с прессованными огнеупорами по железнодорожным путям к сушилам камерных печей. Данный процесс запечатлен на фотографии 1930-х годов, которая хранится в музее «Магнезит». Именно этот снимок, а также разноцветные дома в старой части Сатки вдохновили Елизавету на творчество.

— Я увидела этот снимок весной, когда мы перед практикой приезжали в Сатку, посетили музей и знакомились с производством Группы Магнезит, — рассказывает Елизавета Ермакова. — И когда мне показали локацию, с которой предстояло работать, я решила переработать изображение на фотографии, создать яркую роспись из основных цветов радуги, чтобы она была контрастом песочным оттенками завода. «Кирпичики», которые везёт на тележке женщина, постепенно распадаются и трансформируются в цветные домики — перерастают в город. А поскольку эта роспись сделана на стёклах, изнутри зрителя ждёт сюрприз — обратная сторона витража. Этот вид искусства тем и интересен, что даёт неожиданный эффект с другой стороны рисунка, плюс стекло — хороший и комфортный материал для работы.

Чувствуется в работе и динамика, заданная автором витража не только с помощью идеи и художественных приемов, передающих рост и трансформацию объектов, но и с помощью эффекта театральности. Как считает Елизавета, он состоит в иллюзии движения — кажется, что женщина движется по туннелю.

— Наша практическая работа, так или иначе, пересекается с театральной историей. Мы делаем проекты в отрыве от вуза и театра, но связанные с театральным искусством. Во время такой практики каждый студент может проявить себя в чём-то новом, например, поработать не декоратором, а создать картину или паблик-арт, — считает автор мозаичного витража.

Благодаря этому проекту Елизавета получила новый опыт. Она не только впервые выполняла работу такого масштаба, но и впервые работала на высоте, для чего прошла специальные курсы и получила удостоверение монтажника-высотника.

— Сложно было в первый день, так как я боюсь высоты, — делится впечатлениями девушка. — Но довольно быстро привыкла, тем более меня все подбадривали, во всём помогали, поддерживали и даже похлопали, когда я спустилась на землю. В такой обстановке, с отзывчивыми и доброжелательными людьми, было очень приятно работать. А комфорта добавила тень, в которой я выполняла большую часть работы (в этом мне повезло, так как погода стояла очень жаркая), плюс в этой части завода было не пыльно. Порадовало, что зона была проходной, и мне удалось пообщаться с магнезитовцами. Радует, что люди проявляли интерес к моей работе и сразу понимали идею.