Выпускница ГИТИСа Серафима Гощанская снимается в главной роли в киноленте Сергея Члиянца «Ветер»


Создатели фильма ожидают, что в кинотеатрах зрители увидят его уже в следующем году. При этом продюсеры пока не называют точных дат проката.


Выпускница ГИТИСа Серафима Гощанская снимается в главной роли в киноленте Сергея Члиянца «Ветер»

Сергей Члиянц, известный в первую очередь как продюсер криминальной дилогии «Бумер», фильмов «Настройщик», «Живой» и «Мама, не горюй», вернулся в режиссуру спустя 30 лет после своего дебютного фильма «По прямой». В 1992 году снятая по мотивам рассказов Сергея Довлатова картина стала участником «Кинотавра» и понравилась отборщикам Каннского кинофестиваля. Сейчас на юге России идут съемки второго фильма Члиянца — «Ветер». Режиссёр рассказал, о чём будет его новая картина и почему он сделал ставку на молодых и неизвестных актёров в главных ролях.

Создатели определяют жанр «Ветра» как роуд-муви, но подчеркивают, что это ещё и «притча о ближайшем будущем». Сам Члиянц добавляет, что это «сказка». В основе картины — сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова, написанный в 1996 году. Сюжет «Ветра» разворачивается в недалеком будущем в уцелевшей после войны и развала страны станице. Дома у главных героев Кати и Ивана не осталось ни продуктов, ни денег. Мужчина отправляется на поиски еды к морю, пообещав возлюбленной не возвращаться с пустыми руками. В пути Иван встречает попутчика Сергея, с которым ведет беседу о конце света, жизни и смерти.

«Кто посеет ветер — пожнет бурю. Для меня эта картина, можно сказать, о смирении и гордыне. Это кино про меня. Но и это ведь роуд-муви всё-таки — история, происходящая в дороге. Если поначалу она развивается по законам саспенса, то дальше продолжается как экшен, а заканчивается некоторой сказочной фантасмагорией. И это также сложная экзистенциальная драма о смирении и покаянии. Хотя изначально вся история про любовь, потому что жили-были Иван да Катя», — рассказал режиссёр.

Долгий путь к съёмкам

По словам Члиянца, сценарий «Ветра» является в буквальном смысле подарком Луцика. «После моего дебюта, первого режиссёрского фильма, я стал искать материал для второго и познакомился с Луциком и Саморядовым. Мы стали писать сценарий для будущей картины, но нелёгкая занесла меня в продюсеры, и всю дальнейшую жизнь я к фильмопроизводству, собственно, не возвращался. <…> Я дружил с Петром, после смерти Лешки мы делали вместе фильм «Окраина». Могу сказать, что хотели мы делать «Ветер» и деньги нам давали тоже на это, но мы сняли «Окраину». И вот Пётр так мне его (сценарий — прим. ТАСС) и подарил, говорит: «На, возьми, снимешь когда-нибудь», — поделился режиссер.

Члиянц рассказал, что к «Ветру» он мог приступить и двадцать, и десять лет назад, но работа над фильмом началась только в 2020 году, когда, по словам режиссёра, наступило нужное время. Подготовка к съёмкам растянулась на два года, за этот период у картины полностью сменился актёрский состав и почти вся съёмочная группа. «И уже чуть было не начал снимать фильм в прошлом году. Но так было угодно судьбе, что не сложилось. Видимо, требовалось еще время на окончательное созревание», — добавил Члиянц.

В дороге

Съёмки картины проходят в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. По словам режиссёра, съёмочная группа, включая актёров, проживает жанр роуд-муви буквально на себе. «Мы постоянно перемещаемся, у нас огромная кавалькада. Придорожная гостиница — это мягко сказано. [Мы останавливаемся] в совхозных гостиницах, в различных домиках колхозника, иногда даже в палатках. У нас некоторые сотрудники оставались ночевать и жить на объектах, которые мы построили, потому что ближайшее цивилизованное место — это 200 километров [пути]», — поделился автор фильма. В таком режиме команде жить до конца ноября — столько ещё будет длиться съёмочный процесс.

В главных ролях снимаются дебютанты Даниил Феофанов и Серафима Гощанская. Роль попутчика в «Ветре» исполнит Олег Васильков. «Вот сейчас, уже после какого-то количества смен, абсолютно очевидно, что я сделал правильно, — считает Члиянц. — При всем уважении к известным артистам — со многими из них мы дружим, кто-то из тех, кто пробовался на эти роли, даже был утверждён какое-то время назад, — они бы не выдержали этого графика, не выдержали бы этих условий». По словам режиссёра, ради съёмок в «Ветре» актёры отказались от всех других планов. Даниил Феофанов несколько месяцев готовился к съемкам, тренируясь на военных полигонах и в стрелковых клубах.

«Много ли артистов способны по мокрому стволу дерева с ножом в зубах и с копьём в руке залезть под воду? Мой актёр все эти вещи делает сам. И ещё один момент. Сам текст Луцика и Саморядова настолько самобытный и необычный, что любой известный примелькавшийся артист, пусть даже очень хороший, но с каким-то сложившимся имиджем или, не дай бог, амплуа, будет „торчать“ из всей этой истории, как торчала бы домашняя роза из букета полевых цветов. Нельзя разрушать ансамбль», — добавил Сергей Члиянц.