Сегодня в ГИТИСе изучается история и теория музыкально-сценических жанров, музыкального языка и форм. Учитывая широту охвата студенческой аудитории и специфику деятельности кафедры, в 80-е годы она была переименована в межфакультетскую и стала называться кафедрой истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств. Расширился и круг творческих задач и направлений в деятельности кафедры.
Помимо практической преподавательской и учебно-методической работы, в частности, впервые создана развёрнутая программа по курсу музыкального театра (автор — Р. Г. Косачева). Важная роль отводится крупным проектам по систематизации и осмыслению проблем музыкально-сценического искусства. Коллективом кафедры создан ряд трудов — сборники и книги, посвящённые художественным процессам в современном музыкально-сценическом искусстве. Преподаватели кафедры принимают участие в многочисленных симпозиумах и конференциях по музыкально-театральному искусству, выступают со статьями и рецензиями на новые оперные и балетные спектакли, работают над темами, долгие годы остававшимися «закрытыми» по разным причинам для России. Так, учёными кафедры впервые была исследована музыка и хореография в Дягилевском балете (докторская диссертация и книга Р. Г. Косачевой), привлечено особое внимание к творчеству французского композитора Оливье Мессиана (монография К. Л. Мелик-Пашаевой), опубликована первая в России книга о финской опере 60-70-х годов (автор — Р. Г. Косачева), выпущена книга А. А. Баевой о творчестве Стравинского.