О кафедре

Межфакультетская кафедра истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств существует свыше 50 лет. Первоначально она была организована как подразделение, обучающее азам музыкального воспитания с помощью практических курсов музыкально-ритмического воспитания и музыкальной грамоты. Некоторое время этим отделом руководила Н.П. Збруева, обучившая музыке многих известных сегодня актеров.

В конце 60-х – начале 70-х кафедру возглавляла известный музыкальный историк, доктор искусствоведения Е.С. Берлянд-Черная. В это время в обучении студентов впервые возникло разделение на теоретические и исторические музыкальные дисциплины, а также на кафедре был введен уникальный предмет "музыка в драматическом театре", который в течение двух с половиной десятилетий преподавал проф. И. М. Меерович, заведующий музыкальной частью Театра им. В. Маяковского, талантливый музыкальный оформитель, содействовавший созданию десятков драматических спектаклей и фильмов.

С середины 70-х годов по настоящее время кафедру возглавляет доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Р.Г. Косачева. За эти десятилетия произошло качественное переосмысление творческой работы кафедры. Она приобрела ярко выраженную теоретическую направленность на изучение истории и практики всего комплекса музыкально-сценических искусств, став не только естественным подспорьем для факультета музыкального театра, но и всех факультетов института.

Сегодня в ГИТИСе широко изучается история и теория музыкально-сценических жанров, музыкального языка и форм на балетмейстерском, режиссерском, театроведческом факультетах. Основы музыкально-сценических жанров студенты изучают также и на продюсерском факультете. Учитывая широту охвата студенческой аудитории и специфику деятельности кафедры, в 80-е годы она была переименована в межфакультетскую и стала называться кафедрой истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств. Соответственно расширился и круг творческих задач и направлений в деятельности кафедры.

Помимо каждодневной практической преподавательской и учебно-методической работы, в частности, впервые создана развернутая программа по курсу музыкального театра (автор – Р.Г. Косачева). Важная роль отводится крупным проектам по систематизации и осмыслению проблем музыкально-сценического искусства. Коллективом кафедры создан ряд трудов – сборники и книги, посвященные художественным процессам в современном музыкально-сценическом искусстве. Это и проблемы музыкально-сценических жанров ("Музыкальный театр: драматургия и жанры"), и новое осмысление оперной классики в ХХ веке ("Моцарт. Пространство сцены").

Преподаватели кафедры принимают участие в многочисленных симпозиумах и конференциях по музыкально-театральному искусству, выступают со статьями и рецензиями на новые оперные и балетные спектакли, работают над темами, долгие годы остававшимися "закрытыми" по разным причинам для России. Так, учеными кафедры в частности, впервые была исследована музыка и хореография в Дягилевском балете (докторская диссертация и книга Р.Г. Косачевой), привлечено особое внимание к творчеству французского композитора Оливье Мессиана (монография К.Л. Мелик-Пашаевой), опубликована первая в России книга о финской опере 60-70-х годов (автор – Р.Г. Косачева), выпущена книга А.А. Баевой о творчестве Стравинского, осуществлена теоретическая разработка различных жанров музыкального театра в двухтомнике А.А. Алексеевой "К изучению музыки ХХ века". Впервые специально для заочников Е.В. Сысоевой подготовлен краткий курс истории русской музыки, выдержавший уже два издания.

Последний по времени глобальный проект коллектива кафедры – периодизация и осмысление всего музыкально-сценического процесса, начиная с истоков и до наших дней. В 2003-2011 годах кафедра выпустила три тома под общим названием "Антология музыкального театра ХХ века" (опера, балет, оперетта, мюзикл), где собрано и систематизировано искусство наших современников. В различных формах – статьи-исследования, интервью с композиторами, рецензии – представлены размышления о судьбах оперы сегодня. Этот труд получил большой резонанс и был отмечен премией г. Москвы 2014 года в области литературы и искусства. За издательский проект премия присуждена Р.Г. Косачевой.

В 2016 году выходит очередной сборник из истории музыкального театра "Музыка - театр", авторы и составители которого - члены кафедры.

 

премия Москвы 1 премия Москвы 2 премия Москвы 3

Антология вып1 Ист рус муз Музтеатр

 Финопера Зарубеж бал Творчество Мессиана 

Оперный театр Стравинского Взаимодействие искусств в театре Стравинского


АНОНСЫ

29 Августа
ГИТИС объявляет набор в Летнюю театральную школу для студентов из Японии.