О факультете

Театроведческий факультет выпускает специалистов широкого профиля: критиков, историков, журналистов в области сценического искусства.

Срок обучения - 4 года.

Форма обучения - очная и заочная.

Свою историю театроведческий факультет ведет с довоенного времени. Выпускники факультета - критики, историки, журналисты в области сценических искусств, телевидения, шоу-бизнеса.

Сегодня на факультете работают две кафедры: истории театра России, заведующий кафедрой - профессор, кандидат искусствоведения Б. Любимови истории зарубежного театра, заведующий кафедрой - профессор, доктор искусствоведения А. Бартошевич.

Преподаватели кафедры успешно сочетают научную, театрально-критическую и преподавательскую работу, что помогает готовить высоко квалифицированных специалистов, получающих разносторонние профессиональные навыки в процессе обучения.

Традиции Университета - в преемственности. Основной принцип "ученик - учитель - ученик" является определяющим в подборе педагогических кадров. Так, традиции отечественного театроведения и театральной критики органично сочетаются с традициями театральной школы. Преподаватели сегодня - выпускники ГИТИСа разных лет.

Руководители курсов (педагоги и ведущие семинар по театральной критике):

Декан - Пивоварова Наталья Сергеевна

Тел. (495) 690-51-78

Памятка для поступающих (+список литературы) (скачать, файл .doc 44 кб) 

История факультета и кафедр

Театроведческий факультет ГИТИСа был создан в 1931 году. Он готовит специалистов по истории и теории театра, театральных критиков, работников литчастей театров, учреждений культуры, редакторов радио, телевидения, журналов, газет.

Со дня основания факультета в числе педагогов факультета были выдающиеся теоретики и историки театра Н. Д. Волков, Н. М. Тарабукин, В. Н. Всеволодский-Гернгросс, С. Н. Дурылин, С. С. Мокульский, А. К. Дживелегов, П. А. Марков, Б. Н. Асеев, Б. В. Алперс, Г. Н. Бояджиев, Г. И. Гоян, Б. И. Ростоцкий, Г. А. Хайченко, Н. И. Эльяш.

Во все времена на факультете уделялось большое внимание преподаванию специальных дисциплин: история русского и зарубежного театра, теория и практика современной сцены, теория драмы, история и теория критики, история национальных театров. На факультете представлен также ряд гуманитарных дисциплин (история литературы, история музыки, всеобщая история, история изобразительных искусств), что дает возможность выпускникам факультета получить хорошее общегуманитарное образование.

Уже первые выпускники факультета дали целую плеяду ведущих театроведов страны. Среди них были доктора искусствоведения Ю. А. Дмитриев, К. Л. Рудницкий, Е. Г. Холодов. В списках выпускников первых послевоенных лет – имена известных театроведов, докторов искусствоведения, театральных критиков И. Л. Вишневской, Е. И. Поляковой, М. Н. Строевой, А. Г. Образцовой, И. Н. Соловьевой, Н. М. Зоркой.

Поколение шестидесятых славится именами А. В. Бартошевича, Б. Н. Любимова, В. Ю. Силюнаса, – все они сегодня известные театральные деятели и все ведут педагогическую деятельность в стенах родного ГИТИСа.

Выпускники факультета успешно работают во многих городах России и стран СНГ. Так, в Ташкенте долгое время работал ректором консерватории, доктор искусствоведения М. Б. Рахманов; в Минске – ректор Белорусского государственного театрально-художественного института, кандидат искусствоведения Э. П. Герасимович и доктор искусствоведения, член-корреспондент АН БССР В. И. Нефед; в Тбилиси – ректор театрального института имени Ш. Руставели, доктор искусствоведения Н. А. Урушадзе.

Нередко выпускники-театроведы остаются в родных стенах: М. Ю. Хмельницкая (канд. иск., проф.), Е. В. Кочетова (канд.иск., профессор), А. Я. Филиппова (канд. иск., профессор), В. М. Турчин – директор издательства "ГИТИС".

Выпускники последнего десятилетия успешно работают завлитами московских театров; ведущими сотрудниками газет и журналов, редакторами ТВ.

Краткая история театроведческого факультета в именах и датах

1931 г. – создание театроведческого факультета и его кафедр: кафедры истории русского театра и кафедры истории зарубежного театра

Кафедра Истории театра России

1931-1949 гг.: зав. кафедрой истории русского театра проф., доктор филолог., наук Сергей Николаевич Дурылин (псевдонимы - С. Северный, С. Раевский, Н. Кутанов, Д. Николаев и др.) (14.09.1877 - 14.12.1954) - историк литературы, театра, живописи, театральный критик. Дурылин писал о русской классической драматургии, сценической истории пьес, занимался изучением проблемы актерского творчества, систематически выступал в периодической печати, автор книги о М.Н. Ермоловой (год издания -1953). Вел педагогическую работу (ГИТИС и др.).

1949-1981 гг. - зав. кафедрой истории русского театра, проф., доктор иск. Асеев Б.Н. (14.11.1909–1983). Крупный театровед и педагог. Окончил ГИТИС, театроведческий факультет в 1934 г. Доктор искусствоведения с 1955 г., профессор с 1959. вел преподавание истории русского театра (с 1940 г.). Работы Асеева Б.Н. посвящены истории русского театра 17-19 веков.

1981-1989 гг. - зав. кафедрой, проф., доктор иск., - Эльяш Н.И. (31.10.1916–24.10.1990). Историк театра, выпускник театроведческого факультета ГИТИСа. Доктор искусствоведения, профессор. Основные темы исследований касаются истории балета и анализа современных балетных постановок.

1989 г. - по настоящее время - зав. кафедрой, канд. иск., профессор Любимов Б.Н. Род. В 1947 г., 29 июня. Выпускник театроведческого факультета ГИТИСа (1969 г.). С 1974 г. Ведет преподавательскую работу в ГИТИСе на кафедре русского театра, кафедре театроведения и театральной критики (которую возглавлял с 1981 по 1989 гг.). является художественным руководителем курсов дневного и заочного отделений. Кандидат наук с 1977 г., доцент с 1981 г., профессор - с 1991 г. Награжден орденом "Знак почета" (1986 г.). Заслуженный деятель искусств России (1990 г.). Известный историк и теоретик театра. Постоянно выступает на страницах периодической печати, на страницах научных изданий. Основные темы исследований касаются проблем сценичности произведений Достоевского, церковного действа, истоков русского театра, взаимодействия театра и церкви. Основные издания: Достоевский и проблемы его сценичности (1983); Театроведение и современная наука (1981); Духовная реформа (1986); Действо и действие (1997). Ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина.

Кафедра истории зарубежного театра

1931-1952 гг. - зав. кафедрой - профессор, член-корр. АН Армении -Дживелегов А.К. (1875–1952); историк, искусствовед, литературовед и театровед. В послереволюционный период А.К. Дживелегов преимущественно занимается изучением театра, главным образом итальянского. Многолетняя работа над комедией дель-арте завершается книгой "Итальянская народная комедия" (1954 и 1962 гг.). Интерес к театру Гольдони выразился в ряде статей о творчестве итальянского драматурга. Дживелегов выступал в качестве переводчика комедий Гольдони. С 1930 г. Дживелегов преподавал историю западноевропейского театра в ГИТИСе. Вел научно-организационную работу в исследовательских институтах АН СССР, институте мировой литературы, институте истории искусств, работал в АН Армянской ССР. Основные сочинения: История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г. (1941); Итальянская народная комедия (1954, 1962), Карло Гольдони. Пьесы. - Предисловие и перевод (1933); "Ежегодник истории искусств. Театр" (1955); Театр эпохи буржуазных отношений. Ведение в кн. История западноевропейского театра, т.1 (1957).

1952 - 1957 гг. - зав. кафедрой, доктор филология, наук, проф. Мокульский С.С. (1896–1960), литературовед, театровед. Доктор филологических наук (1937). С 1918 г. Началась деятельность Мокульского как театрального критика и педагога. Он отличался необычайной широтой научных интересов, его литературное наследие охватывает вопросы истории и современного этапа развития литературы, кино, театра, зарубежной и русской советской культуры. Мокульский -один из основоположников современной науки о театре, принесший в нее опыт русской филологии. Наряду с драматургией он исследовал искусство актера, режиссуру, технику сцены, театральное здание, музыку, костюм, декорацию, организационные принципы театра. Его "История западноевропейского театра" была одним из первых трудов, прослеживающим развитие зап.-евр. театра от античности до XIX в. В тесной связи с политической жизнью, развитием философской и эстетической мысли. Мокульский вел большую педагогическую работу (С 1937 г. -профессор). В ГИТИСе - с 1943 г. (1943 - 1948 гг. - директор института). Преподавал также в Школе-студии МХАТ. Основные сочинения: Мольер. Проблемы творчества (1935); Пьер Бомарше. Жизнь и творчество (1957); Французская драматургия эпохи Просвещения (1957); О театре. Сборник (1963).

1960 - 1974 гг. - зав. кафедрой,доктор искусствоведения, профессор Г.Н.Бояджиев(1909–1974). Закончив литературное отделения педагогического факультета Ростовского университета в 1930 г., он продолжил свое образование в аспирантуре ГИТИСа, став любимым учеником и продолжателем дела А.К.Дживелегова. Историк, теоретик театра, театральный критик Г.Н.Бояджиев сформировался как выдающийся исследователь театра эпохи Возрождения и французского классицизма, современного зарубежного и отечественного театра. Среди его работ книги: «Поэзия театра» (1960), «Театральный Париж сегодня» (1960), «Шесть рассказов об американском театре» (в соавторстве с А.Аникстом, 1963), «Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии» (1967), «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров» (1967), «Итальянские тетради» (1968), «Вечно прекрасный театр Возрождения» (1973), «Душа театра» (1974). Г.Н.Бояджиев оставил заметный след в театральной педагогике, воспитав целую плеяду учеников – исследователей зарубежного театра, среди которых доктора искусствоведения А.В.Бартошевич, В.Ю.Силюнас, А.А.Якубовский, М.Е.Швыдкой, Е.Г.Хайченко и другие.

1974 - 1990 гг. - зав. кафедрой, доктор иск., профессор Образцова А.Г. (1922–2003). Доктор искусствоведения (1968), профессор (1973). После окончания театроведческого факультета и аспирантуры ГИТИСа начала педагогическую работу в Институте. Одновременно публикуется на страницах периодической печати и сборниках научных трудов. Работает в Институте истории искусств, ведет лекционную деятельность. Круг научных исследований касается прежде всего английской драматургии, творчества Уайльда, Шоу. Основные сочинения: Бернард Шоу и европейская театральная культура; Бернард Шоу. Учебное пособие (1997); Волшебник или шут? (Оскар Уайльд) (2001).

1990 - по настоящее время - зав. кафедрой истории зарубежного театра -доктор, иск., профессор Бартошевич А.В. Род. в 1939 г. Окончил ГИТИС, театроведческий факультет, аспирантуру. Ведет преподавательскую и научно-исследовательскую работу. Автор многочисленных исследований и статей по истории английского театра. Ведущий исследователь творчества Шекспира, сценических интерпретаций и киноверсий его произведений. Доктор искусствоведения - 1986, профессор - 1988, засл. деятель искусств РФ -1995. А.В. Бартошевич - автор циклов передач на телевидении, посвященных Шекспиру и современным режиссерам. Основные сочинения: Шекспир. Англия. XX век. (1994); "Мирозданью современный" Шекспир в театре XX века (2002).

Контакты театроведческого факультета

Телефон: +7 (495) 690-51-78
E-mail: teatroved@gitis.net

Театроведческий факультет находится в главном здании ГИТИС (вход со двора):
Москва, Малый Кисловский пер., 6