26/11 2021
18:00
Пт

24 ноября кафедра продюсерства и менеджмента исполнительских искусств провела продюсерскую онлайн-конференцию «Эпоха Zoom: практика взаимодействия с целевой аудиторией театра в новых реалиях» для студентов, магистрантов, аспирантов продюсерского факультета и других факультетов ГИТИСа.

Весной 2020 года во время пандемии COVID-19 появилась новая тенденция в театральной деятельности — театр стал активно входить в цифровую среду, а в обиход прочно вошло словосочетание «цифровой театр». Переход в цифровое пространство оказался для театров вынужденной мерой, нацеленной, в первую очередь, на то, чтобы не потерять своего зрителя. Одновременно с этим многие театральные деятели вдохновились новыми возможностями и стали рассматривать новые форматы существования для любимого вида искусства. Тут же стали появляться ZOOM-спектакли, сохраняющие, с одной стороны, одну из важнейших характеристик исполнительского искусства — одновременное сосуществование в пространстве производителя (театра) и потребителя (зрителя). Однако, с другой стороны, такие спектакли наследуют специфику экранных искусств: зритель лишается своей точки зрения на предмет искусства и видит спектакль глазами оператора и режиссёра монтажа.

Увеличение представительства театров в цифровой среде спровоцировало рост онлайн-аудитории. Тем не менее, подобный зритель зачастую оказывается замкнут сам на себя, потребляя исключительно онлайн-контент и не стремясь в театральные залы, куда, ко всему прочему, допуск на данный момент осуществляется только по QR-кодам, то есть опять-таки по цифровым сертификатам.

В конференции принимали участие студенты продюсерского факультета ГИТИСа. Модератором выступила старший преподаватель кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств Алёна Губанова.

С докладами, подготовленными при помощи профессора Александра Ушкарева, доцента Александры Князевой, старшего преподавателя Елены Симурзиной, выступали студенты продюсерского факультета. Они искали ответ на вопрос, с какими новыми возможностями и ограничениями столкнулся театр в условиях онлайн-существования, и к каким последствиям это может привести.

Кристина Глебова обратила внимание на особенности работы театра в режиме онлайн, без непосредственного контакта со зрителем. Каждая из них имеет двоякую природу. С одной стороны, можно почти бесконечно расширять свою аудиторию, с другой — всё сложнее удержать внимание зрителя, у которого в каждый момент времени существует альтернатива просмотру спектакля. Декорации могут быть проще, чем на реальной сцене — картинка должна быть ярче, чтобы на неё было как минимум интересно смотреть. Существует запрос, а значит и возможность делать относительно короткие постановки, приближенные по продолжительности к привычным телевизионным продуктам. При этом делать длинные, подробные, требующие полного погружения зрителя спектакли становится гораздо сложнее. Онлайн-работа даёт возможность осуществлять точечные, специфические проекты, в том числе интерактивные, инклюзивные, детские и другие, но нельзя забывать об опасности потери традиционного театра, который требует присутствия «живого» зрителя. Подытоживая сказанное, Кристина Глебова делает вывод, что театр в ZOOM может выступать как дополнение классического театра, но никогда не сможет заменить его.

По мнению Анны Ермаковой, важнейшей задачей театров во время пандемии было организовать свою работу так, чтобы зрители о них не забыли. Для этого приходилось искать новые пути к аудитории, предлагать эксклюзивные продукты, в том числе архивные спектакли. Удалось ли решить поставленные задачи в долгосрочной перспективе ещё предстоит понять.

Надежда Дергунова в своём выступлении «ZOOM как отражение эпохи цифровизации» говорила о театре как о конкретной организации, которую можно сравнивать с субъектом традиционного бизнеса. Пандемия стала стимулом к тому, чтобы бренд (в лице театра) стал источником информации. Для театра, как для любой компании, важно общаться с клиентами, придерживаясь выбранных ценностей, выполняя свою первоначальную миссию, в чём могут помочь, например, email-рассылки. Театрам имело смысл воспользоваться и другими бизнес-приёмами, используемыми в том числе для предотвращения кризисных ситуаций. Так, тимблидинг «на удалёнке» — возможность сплотить коллектив и повысить лояльность аудитории, сформировать и усилить бренд театра и его руководителя.

После выступления спикеров состоялась дискуссия. Конференция затронула широкий пласт практических вопросов, крайне актуальных и волнующих каждого студента-продюсера. «Эпоха ZOOM» внесла принципиальное изменение в структуру театрального пространства и обогатила опыт театральных организаций.