14/05 2022
20:42
Сб

В этом году ГИТИС впервые в России наберёт «Художников по гриму». Эта квалификация в системе высшего образования была утверждена только в 2021 году. Обучение предполагает заочную форму сроком 5,5 лет.

О том, почему художникам-гримёрам необходимо высшее образование и чему их будут учить в ГИТИСе, мы поговорили с заведующей кафедрой искусства грима и главным экспертом компетенции «Художник по гриму» Национального открытого чемпионата в сфере творческих компетенций ArtMasters Еленой Самариной.

— Елена Владимировна, в этом году в ГИТИСе впервые в истории российского высшего образования открылась выпускающая кафедра искусства грима. Чем уникально данное событие?

— Открытие выпускающей кафедры искусства грима в ГИТИСе — это историческое событие, потому что раньше высшего образования по специальности «Художник по гриму» не было. Когда меня привлекли к идее разработки высшего образования по данному направлению, я очень обрадовалась, потому что на своём примере могу сказать, что для меня было огромной болью, когда после окончания театрального училища по специальности «Художник-гримёр» я поняла, что ни один вуз в России, к сожалению, не даёт мне возможности по моей профессии дальше получить высшее образование. В итоге я приняла решение и поступила на продюсерский факультет ГИТИСа. Сегодня, возглавляя компетенцию «Художник по гриму» Национального чемпионата ArtMasters, благодаря которому и была утверждена наша квалификация в системе высшего образования, я вижу, что у нас очень много талантливых и перспективных молодых ребят из разных городов, которые по сути самоучки, без базового профессионального образования.

— Какие новые возможности высшее образование откроет для художников-гримёров?

— Как правило, гримёр — это исполнитель, выполняющий задачу, поставленную перед ним. Высшее образование учит думать и анализировать. И в первую очередь, оно даст возможность художникам-гримёрам становиться соавторами творческого процесса, принимать участие в разработке будущего творческого продукта вместе с режиссёрами, сценографами и художниками по костюму, генерировать идеи визуального решения образов, их защищать и реализовывать.

Также получение высшего образования позволит художникам-гримёрам свободно преподавать и передавать свои знания и опыт в высшей школе. Это очень важно для дальнейшего развития нашей профессии в регионах.

— Вы набираете заочный курс. Как будет построен процесс обучения?

— Студенты будут приезжать в ГИТИС на две трёхнедельные сессии в год, где 6 дней в неделю, в максимально плотном графике, мы будем давать только практические дисциплины — это будет полное погружение в профессию. Часть теоретических занятий по профильным дисциплинам будет проходить очно во время сессий. Общеобразовательные дисциплины и такие дисциплины, как история русского и зарубежного театра, история изобразительного искусства, история театрально-декорационного искусства и т. п., выведены в формат онлайн, что позволит изучать материалы удалённо, из дома.

Гримёры должны знать историю стилей, костюма, причёски, макияжа. Должны понимать причинно-следственные связи, как влияли геополитика, экономические процессы, религия, изменение стандартов красоты и другие факторы на внешний облик людей того или иного времени. На своём примере могу сказать, что после обучения в театральном училище мне не хватало этих знаний и приходилось добирать их самой, посещая лекции, выставки, изучая дополнительную литературу.

Но не хватало и практических знаний и навыков. Например, дополнительно за рубежом я обучалась технологиям пластического грима и спецэффектам, потому что в России этого не было, ведь не было необходимых материалов и, соответственно, технологий. Сейчас в ГИТИСе на кафедре искусства грима мы будем этому учить.

Первые два курса у нас будут посвящены базовым основам и истории искусства театрального грима и макияжа, колористике, истории и технологии современной и исторической причёски, рисунку и живописи, основам постижёрного дела.

Важно понимать, что художник-гримёр — это не только работа с лицом, а иногда и с телом актёра, это ещё и работа с волосами. И здесь возникает другая сторона нашей работы — это знание профессии постижёра, который изготовляет постижёрные изделия, стрижёт, укладывает, одевает или вклеивает на лицо. С помощью париков, бород и усов мы можем кардинально менять внешность актёров, воссоздавать исторические и портретные образы, этому мы также будем учить в ГИТИСе.

Третий курс будет полностью посвящён специфике грима в кино, его истории и трансформации с учётом развития киноиндустрии.

На четвёртом курсе всё внимание будет направлено на технологии пластического грима. Будем учиться снимать слепки с лица человека, изготавливать модели, отливать детали из разных материалов и дальше — собирать полностью грим.

Пятый курс будет итогом накопленных знаний и навыков. В него также будут включены дисциплины по организации и финансовому обеспечению творческо-производственной деятельности проекта, контрактному и авторскому праву, психологии и этике коллективного взаимодействия.

Специально для кафедры искусства грима ГИТИС выделяет двухэтажное помещение в Учебно-театральном комплексе на улице Академика Пилюгина. По проекту запланированы аудитория для практических занятий по гриму с рабочими местами, класс по причёске и мастерская для пластического грима.

— Кого вы хотите видеть на своём курсе?

— Я очень хочу, чтобы нашими студентами стали люди из разных уголков нашей страны, которые, возможно, уже работают в профессии, но понимают, что им не хватает образования. Мы ждём театральных гримёров, гримёров, работающих в кинопроизводстве и шоу-индустрии. Я знаю много примеров, когда волею судьбы люди начали работать в театре гримёром или попали на съёмочную площадку помощником художника по гриму, но не имеют никакого базового профильного образования. А хотят дальше развиваться и расти до художника по гриму, и в реализации этой идеи им как раз поможет обучение в ГИТИСе.

— А что вы скажете выпускникам школ? Стоит ли им пробовать поступить?

— Здесь вопрос выбора каждого. Если человек изначально ориентирован на получение высшего образования, готов учиться больше 5 лет и параллельно работать в профессии, тогда ему нужно поступать к нам в ГИТИС. Очень важно осознанно подходить к выбору и быть готовым связать свою судьбу с профессией художника-гримёра.

— Как будут проходить вступительные испытания?

— Творческое практическое испытание пройдёт в два этапа: сначала нужно будет разработать референсы и описать визуальное решение образа героя из произведения. Название произведения и имя героя мы опубликуем на официальном сайте ГИТИСа 16 мая. Референсы и описание своего видения нужно будет прислать на электронную почту кафедры grim@gitis.net до 30 июня. Для нас очень важен уже имеющийся опыт абитуриента и его творческое развитие, поэтому к референсам обязательно присылайте портфолио своих работ по гриму, если они есть, или портфолио с любыми творческими работами, проектами, не важно в какой сфере. Нам всё интересно.

В день защиты по данному испытанию нужно будет приехать на экзамен в ГИТИС и защитить перед комиссией своё видение персонажа. Таким образом абитуриент погружается в ситуацию, в которой фактически разрабатывается грим героя. Во время защиты абитуриент должен представить своего героя на разных этапах его жизни: что это за человек, какое у него социальное положение, в какой стране он живёт, какие исторические события происходили, когда он жил, какой отпечаток история могла наложить на его внешность. Для того, чтобы подготовить эти референсы, нужно проанализировать эпоху, страну, найти примеры прообразов и собрать их воедино. На защите комиссия может задавать любые вопросы как по произведению, так и по стилистике эпохи.

Также поступающим предстоит сдать русский язык и литературу (можно предъявить ЕГЭ по этим двум предметам) и пройти собеседование.

— Напоследок, что вы скажете своим абитуриентам?

— Это большая ответственность и для нас, и для них — быть первопроходцами. Но я уверена, что это будет очень интересно для нас всех. Ведь мы вместе будем создавать историю нового витка в развитии нашей профессии. Поэтому, если вы планировали получать высшее образование, а теперь есть возможность получать его по той профессии, в которой вы уже работаете, — поступайте! Верьте в себя и в свой путь

По вопросам поступления пишите на эл. адрес grim@gitis.net и звоните +7 (495) 137-69-33 доб. 311.

Фото: пресс-служба Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters.