10/12 2022
12:00
Сб
С 1 декабря по 10 января в Доме-музее К. С. Станиславского пройдёт совместный выставочный проект Музея МХАТ и ГИТИСа, в создании которого приняли участие студенты-сценографы Мастерской Дмитрия Крымова.
Более столетия назад Морис Метерлинк создал образ Синей птицы — один из самых популярных и знаменитых в мировой литературе. Это словосочетание символизирует мечту и желание счастья. Знаменитый бельгийский писатель сочинил свою пьесу как философскую притчу, показывающую путь человеческой души к высшим ценностям. Произведение, ставшее главным в его творчестве, Метерлинк доверил впервые воплотить на сцене Московскому Художественному театру.

В истории Московского Художественного театра спектакль «Синяя птица» занимает особое место. Мерцающее обаяние «Синей птицы» могли ощутить на себе зрители и десятых, и сороковых, и семидесятых годов ХХ века. И даже зрители нового тысячелетия, поскольку жизнь постановки оказалась феноменально долгой, но отнюдь не простой. Постепенно «Синяя птица» действительно превратилась в детский утренник. В середине 1920-х на некоторое время спектакль сошёл с репертуара, но в 1936 году вернулся (над возобновлением работали Иван Москвин и Михаил Яншин). Спектакль, который сыграли уже больше 5000 раз, до недавнего времени шёл во МХАТе имени М. Горького.

Софья Грачёва, директор Музея МХАТ: «Несмотря на такую долгую историю существования спектакля в Московском Художественном театре, всегда очень интересно, как ставшие уже классическими тексты отзываются в молодом поколении. Что их задевает или заставляет задуматься, или оставляет равнодушными. Мы решили предложить студентам-сценографам режиссёрского факультета ГИТИСа поразмышлять на эту тему. Студенческий подход оказался нестандартным, как и следовало ожидать, и интригующим. И мы рады, так как следуем заветам К. С. Станиславского, который любил молодежь и любил эксперименты. Надеемся, что и нашим зрителям, особенно молодым, это тоже придётся по душе».

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа: «Обычно студенту требуется немало лет, чтобы, покинув студенческую скамью, в какой-то момент представить свои работы и самому появиться в музейном пространстве. Несколько меняя этот продуманный распорядок действий, мы, тем не менее, рассчитываем не только на неожиданный, но и на полноценный музейный результат. Надеемся, достойный соседства с великим Станиславским, в Доме-музее которого готовится проект, посвящённый великому спектаклю — „Синяя птица“».

Выставочный проект в Доме-музее Станиславского — это путь к спектаклю «Синяя птица», который зрители и художники проходят вместе со Станиславским за 5 шагов — 5 комнат, от комнаты-мастерской, где рождается замысел спектакля, к комнате с подмакетниками, когда спектакль уже готовится к выходу на сцену.

«Находясь в доме, где жил К. С. Станиславский, мы пытаемся представить себе путь, которым шел режиссёр к созданию этого спектакля, — пишут студенты о проекте. — Для нас этот особняк — особенное место, где всё напоминает о Станиславском. Выставка начинается как обычный музейный проект, с традиционными решениями, с подлинными экспонатами. Мы создаем квази-музейное пространство жилого дома, точнее сказать, мастерской самого режиссёра-создателя „Синей птицы“. Затем, с помощью театральных эффектов (синие тени, перья, таинственные двери), зритель перемещается в пространство театральной пьесы. И снова возвращается в реальное пространство, оказываясь в зале с подготовительными подмакетниками».

На выставке представлены фотографии, оригиналы и копии документов режиссёрских записей, переписок, эскизов, набросков — всего, что относится к подготовке и задумке спектакля «Синяя птица». А также мистификация как переосмысление и взгляд современных художников на легендарный спектакль.