30/11 2022
20:35
Ср

26 ноября 2022 года прошла конференция «Конструктивизм в советском авангардном театре 1920-х годов» для студентов 3 курса режиссёрского факультета и 2 курса магистрантов.

В докладе старшего преподавателя А. А. Трефилова «Конструктивизм на сцене Малого театра. Спектакли первого десятилетия Советской Республики» была поднята проблема прецедентов работы выдающихся архитекторов-художников-сценографов, близких идеям конструктивизма, или, в случае с А. А. Весниным, родоначальников конструктивизма, на сцене одного из самых консервативных театров страны, сохраняющего и развивающего стандарты реалистического театра и сопротивляющегося — и подсознательно и осознанно — абсолютно любым модернистским тенденциям.

В 1927 году в Москве, в главных фойе Малого театра, проходила выставка театрального музея, посвященная десятилетней годовщине Октябрьской Революции. На выставке были представлены эскизы, фотографии спектаклей, костюмы и макеты почти всех премьер театра за эти десять сезонов, начиная с премьеры «Саломеи» О. Уайльда (декорации С. И. Петров, костюмы В. В. Дьячков), состоявшейся 25 октября 1917 года, и заканчивая спектаклями и концертами, посвящёнными десятилетней годовщине Октябрьской Революции («1917-й год», 1927 г., реж. И. С. Платон, вещественное оформление Н. А. Меньшутин). Для иллюстративного сопровождения доклада были использованы материалы буклета выставки, фото макетов и фотографии спектаклей из буклета выставки.

Наиболее наглядные примеры конструктивистских декорационных установок на поворотном круге можно наблюдать, начиная с сезона 1922–23 годов, в спектаклях, оформленных сценографами, впечатлёнными спектаклями Камерного театра: «Медвежья свадьба» Луначарского, оформленная В. И. Тривасом в лучших традициях Таирова (любопытно, что Южин, бывший тогда директором театра, резко не принимал проект оформления спектакля, но не смог противостоять влиянию Луначарского), а также спектакли, созданные И. С. Федотовым («Заговор Фиеско» и «Загмук»), С. И. Ивановым («Иван Козырь и Татьяна Русских»), и, в первую очередь, Н. А. Меньшутиным (легендарная «Любовь Яровая» и «1917-й год»).

Но самые любопытные прецеденты в истории вопроса связаны со спектаклями А. А. Веснина и И. И. Нивинского — двух выдающихся сценографов, создавших на сцене Малого театра свои самые нехарактерные, но, может быть, и самые гармоничные спектакли. В докладе использованы полные комплекты эскизов и эскизы костюмов для спектаклей Веснина («Женитьба Фигаро») и Нивинского («Доходное место» и «Бархат и лохмотья»). При этом в эскизах к «Фигаро» (премьера 19 апреля 1920 года) Веснин предстаёт выдающимся театральным живописцем, изысканным колористом и утончённым стилистом, создающим нежнейший и элегантнейший, полный воздуха и ночного испанского неба спектакль. Нивинский, в свою очередь, уже подводя итоги десятилетия в спектаклях 1926 года — решает совсем иные художественные задачи. Редукция архитектурных форм в живописных задниках «Доходного места» и сценических стационарных конструкциях «Бархата и лохмотьев» наводит на размышления о близости новых веяний времени и напоминает о чистых и ясных архитектурных формах неоклассицизма наступающих 1930-х годов.

Очень любопытны для понимания особой, формально-декоративной стилистики спектаклей Малого театра, сценографические работы В. В. фон Мекка и В. Е. Егорова. В докладе использованы эскизы фон Мекка к «Недорослю» и " Нечаянной доблести» 1922-23-х годов и эскизы Егорова к «Дарам волхвов» и «Дамской войне» 1922-23-х годов, и, для развития темы, эскизы Егорова к спектаклю «Соло для флейты» 1935 года, где идеи конструктивизма уже видимо преобразованы и развиты в некий идеализированный утопический классицизм 1930-х.

В дополнение необходимо вспомнить и неосуществленный проект Ф. Г. Тышлера 1935 года «Смерть Тарелкина», который никак уже не мог быть принят к постановке, но является сам по себе яркой вехой, поражающий неординарным решением и очаровывающий своеобразным чувством юмора — приметой уже совсем других художественных стилей.