Мастер-класс А. А. Трефилова «Мастерская художника: сюжет в живописи и образ в спектакле»
Вт
23 марта 2023 года прошёл
Тема «Мастерская художника» долгое время была популярной в мировой живописи. Ещё в работах голландских художников XVII века ателье живописца было местом таинственных энергий и символов, а также своеобразной театральной площадкой для места действия.
Студенты увидели работы Яна Стена, Балтазара ван ден Боссе, Герарда Томаса, Герарда Доу, «Автопортрет в мастерской» Рембрандта, «Мастерскую художника (Аллегорию живописи)» Яна Вермеера.
В творчестве художников XVIII века с этом сюжете появились интимные тёплые ноты. Можно посмотреть картины Уильяма Хогарта, Франсуа Буше, присмотреться повнимательнее к «Юному живописцу» Ивана Фирсова.
Нельзя обойти вниманием «Менины» Веласкеса, с их многослойным сложным смыслом, где
Широкий ряд представленных произведений позволяет студентам приобщиться к более общей панораме истории искусства, узнать имена и произведения, не упоминаемые в лекционном курсе по истории изобразительного искусства.
Анализ образа мастерской художника в мировой живописи даёт студентам новые возможности в самостоятельном творчестве при создании декораций для спектаклей, в которых героями или основными действующими лицами являются художники. Это, например, оперы Пуччини «Богема» и «Тоска» или балет времён романтизма «Катарина, дочь разбойника», в котором героем был римский живописец Сальватор Роза.
Загадки художников продолжают разгадывать и сегодня, в том числе кинематографисты. Один из таких фильмов — «Вермеер Тима» Теллера, в котором герой пытается понять, как художник Ян Вермеер мог создавать настолько реалистичные полотна.