07/04 2023
13:19
Пт

С 27 марта по 2 апреля 2023 года магистранты «Социального театра» проходили профессиональную стажировку в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

В ходе работы магистранты «Социального театра» посмотрели все спектакли, составившие программу фестиваля театра для подростков «В смысле?!» (Санкт-Петербург) и публично обсудили — как в тандеме с педагогом магистратуры Татьяной Климовой, так и самостоятельно, — фестивальные спектакли, привезённые из разных российских городов, от Екатеринбурга до Архангельска: «Шапку надень», «Крысолов», «Поцелуй Ируканджи», «Педсовет», «Тоня Глиммердал», «Актовый зал», «Я танцую, пока ты смотришь на меня», «Это тебя касается», «Single. Один на луне», «Дзаттере».

Обсуждения готовились заранее — по предоставленному организаторами видео, сочинялись «шапка вопросов» и так называемый «блиц», разрабатывалась «режиссура» обсуждения, построенная на нескольких уровнях разговора — от осознания и проговаривания эмоционального впечатления до интеллектуального осознания эстетики события и вынесения финального «прибавочного плюса», то есть наложения художественного впечатления на собственный опыт. Обсуждения проводились в фойе Новой сцены Александринского театра, основной площадке фестиваля, собравшей как зрителей разных возрастов и социальных страт, так и участников творческих групп.

Целью проекта было обрести профессиональную уверенность в работе с незнакомой аудиторией и новым контентом; апробировать методы театральной педагогики в реальной практике ежедневной работы; научиться анализировать фестиваль как художественное событие. Методы театральной педагогики магистрантам «Социального театра» необходимы для дальнейшей работы — в школах, гостеатрах, независимых объединениях и, шире говоря, в поле культуры.

В целях отработки профессионального навыка в области театральной педагогики перед магистрантами ставилась задача научиться проводить безоценочные обсуждения спектаклей со зрителями разных социальных страт, в том числе школьниками-подростками, минуя назначающий «экспертный» тон, свойственный театральной критике, но включая в поле внимания эстетические проблемы. Кроме того необходимо научиться определять этические вопросы, волнующие зрителя после просмотра спектакля, и помогать их формулировать вслух, то есть обеспечивать почву для полноценного проживания «события».

Ежедневная практика проведения встреч и опыт организации свободной площадки для высказывания зрителей дала магистрантам возможность проверить полученные знания на практике и попробовать себя в качестве продюсеров публичных встреч в кооперации с менеджментом фестиваля. Участие в конференции для учителей Санкт-Петербурга и других городов дало охват картины в современной педагогике и смешанном поле детских и подростковых театральных коллективов, взаимодействующих со школами. Ассистирование Татьяне Климовой на её мастер-классе о методах работы со зрительскими чувствами позволило увидеть магистрантов как реальных участников сегодняшнего процесса для огромного количества педагогов, работающих с детьми и подростками.

Работа над проектом способствовала профессионализации магистрантов, закреплению и апробации полученных знаний. Они познакомились с современным контекстом театральной педагогики и фестивального движения (этот опыт — первый для магистрантов). Достигнутый эффект на национальном уровне — включение в широкий контекст проблем, связанных с воспитанием школьников-подростков, и понимание возможности их решать через инструменты театра.

Работа на фестивале показала и возможные проблемы, решение которых надо предусмотреть заранее. Необходимо активно включаться в планирование своей будущей работы на фестивале в тесном контакте с кураторами и менеджерами во избежание проблем организационного характера, которые всегда возникают по прибытии на место.

Желательно более глубокое погружение в фестивальное движение, как в его специфическом изводе (например, театр для подростков и с подростками, как на «В смысле?!»), так и в фестивали традиционного формата, выбирающие «лучшие спектакли» на региональном и федеральном уровне. Фестиваль даёт возможность увидеть картину современного театра, поисков художников в разных направлениях, познакомиться с текущим состоянием критической экспертизы, отстроиться от нее и сформулировать собственные интересы и задачи, лежащие в поле социального театра.

Обязательным должно стать ещё более длительная подготовка к обсуждениям, которая заключается именно в режиссировании дальнейшего «события», поскольку спектакль требует внимательного вглядывания и «разложения» на те психологически и содержательно важные для зрителя компоненты и аспекты, которые так или иначе могут возникнуть в живом разговоре.

Участниками проекта были магистранты программы «Социальный театр» Анастасия Бабаева, Анастасия Жукова, Дарья Гуськова, Елизавета Коломиец; педагоги Татьяна Климова, Кристина Матвиенко.