30/09 2022
09:00
Пт

Один из лучших актёров нашего кино, худрук знаменитого Волковского театра в Ярославле, истинный патриот России. Сергей Пускепалис был настоящей звездой кинолент «Шифр», «А у нас во дворе», «Битва за Севастополь», «Метро», «1941. Крылья над Берлином» и многих других. Он покорил зрителей созданными образами настоящих мужчин, которым приходится выживать в тяжелейших условиях. Правдивость в ролях военных ему дала служба на эсминце «Московский комсомолец». Сформировавшиеся в юности понятия долга, чести и военного братства навсегда остались с Сергеем Пускепалисом, и погиб он, как один из его героев.

Гуманитарный груз

Пускепалис часто приезжал в Донбасс со спектаклями. Передавал для бойцов гуманитарные грузы. Машина, которую он перегонял в Москву, была куплена им для защитников Донбасса. В Сети есть видео, где Сергей показывает «Форд», который он планировал передать бойцам. Внутри — гуманитарная помощь. «Завтра мы камуфлируем его и 21‑го отдаём в подразделение диверсионно-разведывательного отряда «Волк», — объяснял он.

Новость, что на этом микроавтобусе актёр попал в аварию, стала шоком для всех, кто его знал. Машина вылетела на встречную полосу, задела грузовик и врезалась в фуру. Шансов выжить у пассажиров «Форда» практически не было. Вместе с Сергеем погиб и его водитель Александр Синицын — участник боевых действий в Афганистане.

Сегодня ровно девять дней со дня гибели Сергея Пускепалиса. И мы публикуем фрагменты интервью с ним, которые он дал в два своих последних приезда в Нижний. В апреле в «Рекорде» он представлял премьеру фильма «1941. Крылья над Берлином», а в июле приезжал на VI Фестиваль нового российского кино «Горький fest — 2022». И каждый раз главной для него была тема Родины…

— Я часто бываю в Нижнем, и мне было важно представить наш фильм «1941. Крылья над Берлином» здесь, в городе, где ковалась Победа. Я уверен, что благодаря этой картине зрители поймут, какими невероятными усилиями она нам досталась. Особенно это важно сейчас, когда наша страна вновь переживает непростое время.

— Возникает ощущение, что против России настроены сейчас те же страны, что и в 1941‑м?

— У меня есть ощущение, что присутствует момент реванша. Из вежливости и великодушия мы пытались не затрагивать эту тему. Молчали «о грехах» Европы, о том зле, которое она породила, а мы его победили. Наверное, мы это делали, потому что хотели жить вместе с ними. А вот они никогда с нами жить не хотели. А это наше замалчивание стали воспринимать как оправдание их поступкам или даже как нашу слабость. Так у них и родился сценарий — поссорить людей, говорящих на одном языке. И он, хоть и не сразу, удался.

— Вы были одним из первых, кто выступил в поддержку специальной военной операции. Почему наша творческая элита так резко разделилась на две половины, что многие уехали из страны?

— Это произошло не за день и не за год. Настроения этой «элиты» спонсировали и развивали в определённом направлении. И вовсе не в направлении таланта и любви к Родине. Талант должен созидать, а у нас многие строили карьеру на отрицании. На отрицании всего — Родины, истории, народа. Очень обидно, что многие талантливые люди оказались такими… И это не только в кино или в театре.

Исследовать душу

— Большинство наших читателей знает вас по фильмам, но для вас театр более значим, чем кино. Вы — руководитель старейшего театра страны. Что сегодня самое главное для театра?

— Театр — место, где исследуется душа человека. К сожалению, многие наши коллеги увлеклись экспериментами и занимаются неизвестно чем, особенно в столице. В провинции театры больше сохранили себя. И зрители тоже. И это хорошо, что они не одобряют вольных экспериментов с литературой, особенно с классикой. И в театре, и в кино главное — показать то, что вызовет правильные чувства к твоей стране, уважительное и правдивое отношение к истории, к людям. Главное не прибыль, а воспитание гражданина нашего государства. И в этом задача театров.

— Сейчас все гонятся за современной драматургией. А что скажете вы?

— Ничто не сравнится с русской классикой. С Чеховым. А мне интересен Лесков. Его сейчас почти не изучают. А он — уникальный автор. Перечтите его «Очарованного странника» — вы поразитесь, насколько то, что он написал, своевременно и актуально. И его можно ставить и ставить и поражаться его глубине.

— А если вернуться к кино. Тут переснять всю классику, что поставили гении нашего кино, непросто. Кто и пробует — получается что-то не то. Надежда, скорее, на что-то современное. Вот про что сняли бы кино вы?

— Я? Про добро. И про победу добра над злом.

Автор: Ольга Севрюгина
Источник: Нижегородская правда