29/11 2023
15:40
Ср
Национальная школа драмы из Индии — среди участников Международного студенческого фестиваля «ГИТИС fest». Будущие артисты показали в Москве дипломный спектакль «Меня зовут Сатьявади Раджа Харишчандра», поставленный в традициях индийского музыкального театра.
Под звуки мриданги и гунгру, без которых индийский классический танец немыслим, начинается сказ о том, как сложно быть богатым человеком. Или легенда о радже Харишчандре. Здесь будут испытания, смерть, божественное благословение — настоящая индийская драма.

«В том, что российский зритель поймет наш спектакль, сомнений нет. Мы ведь очень похожи. Переживаем те же проблемы, испытываем те же эмоции. Когда мы в нашей школе читаем Чехова, Толстого, Горького, мы не испытаем „культурный шок“, а очень быстро в этих героях узнаем себя», — заявил ректор Национальной школы драмы Трипати Читтаранджан.

Узнают себя, а затем играют по системе Станиславского. Знаменитую теорию сценического искусства в Национальной школе драмы в Индии изучают практически с первого курса. Особенно близок им реформатор русского театра тем, что более 20 лет он увлекался индийскими практиками и многие упражнения для своей системы заимствовал из йоги. Поэтому первым делом, как прилетели из Дели в Москву, студенты отправились в Дом-музей К. С. Станиславского.

«Станиславский — отец нашего театра. Нас 27 человек, и поверьте, у каждого была мечта посетить его родные места. В его доме невероятная энергетика! Потом мы занимались актёрским мастерством и сцендвижением с преподавателями ГИТИСа, где смогли отработать всё на практике. Это невероятный опыт», — поделилась актриса Арпана Капур.

Национальная школа драмы в Дели — единственная традиционная в Индии. На первых курсах студенты отправляются в отдалённые деревни, где изучают аутентичные стили и жанры; а в последние годы обучения исследуют трагедии по Шекспиру, фарс по Брехту, драмы современных авторов. Ставят спектакли, где на сцене система Станиславского встречается с трактатом Бхарата Муни — теоретика древней индийской драматургии и театрального искусства.

«То, как исполнитель стоит, моргает, двигает пальцем или раздувает ноздри — это всё передает очень важную информацию о персонаже и обстоятельствах пьесы. Например в „Натьяшастре“ — одном из древнейших трактатов по театральному искусству — перечислено шесть способов движения носом, семь способов движения бровями. И каждое обладает своим собственным смыслом», — рассказала актриса Ашвин Горл.

Одна из важных задач визита этих студентов на «ГИТИС fest» — укрепить театральные связи двух стран. В Национальной школе драмы отдельный семестр посвящён Антону Чехову, и, возможно, когда-нибудь открывать его в Индии помогут российские театральные педагоги и режиссёры.

Национальная школа драмы — одно из ведущих театральных учебных заведений в мире и единственное в своем роде в Индии. В 1959 г. она была создана в качестве одного из подразделений Академии Сангит Натак. В 1975 году была признана независимой. С того времени полностью финансируется Министерством культуры Правительства Республики Индии.

Учёба в школе охватывает все аспекты театрального искусства, совмещая теоретические дисциплины с практикой. В рамках обучения студенты самостоятельно пишут пьесы, которые потом исполняют. В основу учебной программы легли методы великих театральных деятелей, сформировавших современный театр во всем его многообразии. Систематическое изучение и практический исполнительский опыт санскритской драмы, современной индийской драмы, традиционных индийских театральных форм, азиатской и западной драмы дают студентам прочную основу для развития и широкий кругозор.

III Международный студенческий фестиваль дипломных спектаклей «ГИТИС fest» проходит с 21 по 30 ноября в Учебном театре ГИТИС при участии Фонда поддержки и развития театрального образования, ФГБУК РОСКОНЦЕРТ и информационной поддержке TV BRICS.

Фото: Марина Устинкова