29/09 2023
17:40
Пт
В Театральном институте имени Бориса Щукина завершился конкурс, который, пожалуй, можно назвать самым оригинальным на конкурсно-фестивальных просторах. Это Всероссийский межвузовский конкурс студенческих педагогических работ (отрывков) имени А. Г. Бурова. Был такой замечательный педагог в вахтанговской школе. В среду вечером подвели итоги самого первого конкурса и назвали имена лауреатов. Обозреватель «МК» поработал в жюри и порадовался, что не ошибся в своём выборе. Но всё по порядку.
Два дня в знаменитом Щукинском ГЗ (гимнастический зал) на пятом этаже театральные школы из Москвы, Питера, Ярославля, Екатеринбурга показывали свои отрывки. В жюри приглашены известные актёры, режиссёры — Леонид Ярмольник, Валентина Николаенко, Павел Любимцев, Анна Дубровская (Театральный институт имени Бориса Щукина), Сергей Яшин (ГИТИС), Андрей Кузичев (Школа-студия МХАТ), Алексей Дубровский (Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина), со стороны — обозреватель «МК» Марина Райкина и Тамара Якова с журфака МГУ.

Перед жюри и профессиональной публикой свой отрывок «Алёша Горшок» по рассказу Льва Толстого, который современники называли одним из совершеннейших созданий писателя, представили студенты Мастерской Юрия Бутусова режиссёрского факультета ГИТИСа. Горшок — это маленький, худощавый и безропотный работник Алёшка, которого, когда ему исполнилось девятнадцать лет, вместо старшего брата отдали работать в дом к купцу. Педагог Вера Камышникова, постановки которой хорошо известны в Москве, сделала со студентами даже не отрывок, а полноценный мини-спектакль, который можно играть не только на конкурсе.

В её постановке степень условности изображения, игра и изумительный текст Льва Николаевича являли единое целое. Нет декораций, из реквизита — только тележка на двух колёсах. Повествование ведётся от имени стайки девушек в длинных полотняных рубахах, которые, надев на руку по красной рукавице, изображают гусей из рассказа самого Алёши, его исполнил Никита Ремизов. Вместе студент и педагог нашли особую пластику, интонацию, передающую состояние Алёши, который вдруг открыл для себя, что «кроме тех отношений между людьми, которые происходят от нужды друг в друге, есть ещё отношения совсем особенные: не то чтобы нужно было человеку вычистить сапоги, или снести покупку, или запрячь лошадь, а то, что человек так, ни зачем нужен другому человеку, нужно ему послужить, его приласкать, и что он, Алёша, тот самый человек. Узнал он через кухарку Устинью».

Гитисовцы настолько ярко показались, что я решила отдать свой голос за них. Впрочем, и следующий отрывок из «Мёртвых душ», также показанный студентами ГИТИСа (педагог Ольга Якушкина), продемонстрировал яркую профессиональную дуэль — диалог Чичикова и Собакевича. Отрывки по русской прозе (Гоголь, Андреев, Горький) сменяла советская драматургия (Володин, Вампилов, Казанцев). Одни предпочитают работать на пустой сцене, другим, например, екатеринбургской школе, потребовалась мебель, реквизит советского времени. Отрывки продолжительностью от 10 до 20 минут многое могут рассказать и о студенте, и о педагоге.

«Почему мы придумали такой конкурс? — объясняет мне в перерыве ректор Театрального института имени Бориса Щукина Евгений Князев. — Во-первых, конкурс имени Альберта Григорьевича Бурова — это поклон нашим учителям, старым и тем, кто работает теперь. Наше напоминание — о чём они мечтали и как их мечты сейчас воплощаются в жизнь. Мы предложили театральным школам показать актёрские работы, школы откликнулись, и первый блин, как мне кажется, получился не комом: могу констатировать, что практически везде в стране уровень подготовки актёров остается высоким. На отрывках всегда чётко видно, как студент сделал шаг вперёд, как себя проявил и какая за время обучения с ним произошла метаморфоза. Конечно, отрывки — это не дипломные спектакли, они „умирают“ быстро, но на них можно видеть зарождение артиста, умение бежать на длинную дистанцию. Когда я заканчивал училище, мой мастер Людмила Владимировна Ставская сказала: „Приготовься, Женя, к стайерской дистанции“»

И вот итог конкурса. Так или иначе отмечены — и заслуженно — практически все работы, показанные в Театральном институте имени Бориса Щукина за два дня. Но больше всего дипломов всё-таки досталось отрывку «Алёша Горшок»: диплом 2-й степени в номинации «Лучшая женская роль» (Алина Болознева за роль Устиньи), диплом 1-й степени в номинации «Лучшая мужская роль» (Никита Ремизов), дипломом 1-й степени в номинации «Лучшая педагогическая работа» (Вера Камышникова) и ещё спецприз за «Лучший актёрский ансамбль».

Автор: Марина Райкина
Источник: газета «Московский Комсомолец»
Фото: Марина Райкина