18/04 2024
18:00
Чт
В Донском театре драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «Медная бабушка». Постановка создана в рамках проекта «Дебют в России: спектакли команд выпускников ГИТИСа и других ведущих театральных вузов в региональных театрах» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В творческую постановочную команду вошли студент Мастерской Михаила Левитина режиссёр Роман Охлопков, выпускница Мастерской Станислава Морозова сценограф Анастасия Плохих и выпускница Мастерской Владимира Кириллова хореограф Виктория Хорошавцева.

В основу нового спектакля «Медная бабушка» легла одноимённая пьеса Леонида Зорина, рассказывающая о периоде жизни Александра Пушкина, продолжавшемся с мая по август 1834 года, когда поэт, испытывая финансовые проблемы и переживая тяжёлый этап в отношениях с властью, пытался продать медную статую императрицы Екатерины II Великой, полученную в приданое Натальей Николаевной от деда, — «Медную бабушку». В год 225-летия со Дня рождения Александра Пушкина рассказ о коротком, но весьма драматичном периоде его жизни приобретает особое — символическое — значение.

«Это спектакль о поисках себя в окружающей действительности и попытке найти точки соприкосновения для дальнейшей совместной жизни. Получится ли? Надолго ли? Почему? Я бы хотел донести до зрителей мысль: чтобы найти ответы на поставленные вопросы, достаточно остановиться и прислушаться к себе», — отмечает режиссёр Роман Охлопков.

«В спектакле, как и всегда, раскрывается несколько тем, но главной для меня стала тема ответственности за свои поступки и свою жизнь. Было интересно наблюдать за тем, как она раскрывается через образ А. С. Пушкина, который ещё со школы представляется каким-то небожителем. Но и ему, конечно, не чужды и взросление, и смирение», — делится хореограф Виктория Хорошавцева.

Тема противостояние поэта и власти, проходящая через весь спектакль, нашла отражение и в художественном оформлении. Сценография, меняясь в течение постановки, помогает усилить как внутренний, так и внешний конфликт главного героя.

«Для меня эта пьеса про то, как найти компромисс между свободой творчества и нормами, принятыми органами власти. В сценографии была задача найти образ власти и выразить его художественно. Для меня власть — это строгость, чёткость и монументальность. Поэтому пришёл образ больших стен, между которыми существует Пушкин. Противопоставлением образу власти был образ художника, который выражен через главного героя. На заднем плане на протяжении всего спектакля мы видим проекцию с видео, где отображены зарисовки Пушкина. Это его мысли, страхи, переживания, радости и сомнения. Ближе к финалу рисунки начинают всё больше и больше перекрываться стенами, а сами стены выдвигаются на передний план и становятся ещё более давящими. Также легкий образ творчества подчёркивает маленькая тоненькая берёзка, которая стоит на фоне монументальной стены, и кленовые листья, с которыми взаимодействует главный герой», — говорит сценограф Анастасия Плохих.

Противопоставление миров власти и поэта выражается и через костюмы персонажей: лёгкий образ Александра Пушкина ярко выделяется на фоне строгих образов госслужащих.

«Костюмы сшиты в историческом стиле первой половины XIX века с небольшой современной стилизацией. В них хотелось так же подчеркнуть строгость государственных служащих, поэтому герои достаточно похожи между собой: чёрные классические брюки, чёрные жилетки и камзолы с белой окантовкой и белые классические рубашки. Образ Пушкина более лёгкий благодаря зелёному бархатному камзолу без окантовки, у рубашки расстегнуть верхние пуговицы», — подчёркивает сценограф Анастасия Плохих.

При этом всё же художественное оформление получилось достаточно минималистичным. На первый план в спектакле выходят смысловое содержание и актёрская игра.

«У нас много метафор и отсылок, несмотря на абсолютно минималистичную декорацию. К тексту автора я относился очень щепетильно, и поэтому важно, почему произносится та или иная реплика персонажем. Это очень сложный и кропотливый внутренний процесс. А артистам при этом некуда спрятаться. Я случайным образом в процессе репетиций пришёл к светлому финалу. Именно эта надежда и есть то, что нашло особое место в моём сердце», — рассказывает режиссёр Роман Охлопков.

В спектакле отсутствует хореография в традиционном её понимании. При этом было важно найти пластическое решение для каждой мизансцены, помочь актёрам построить пластический рисунок в декорации так, чтобы создавалось ощущение естественного существования на сцене.

«В спектакле нет хореографии. Таково решение режиссёра. Но это совсем не значит, что хореограф остаётся без работы. Когда ты каждый день воспринимаешь мир через тело, ты можешь очень быстро сориентировать актёра в выборе ритма, позы или жеста. Я часто нахожу какие-то интересные решения сцен, помогая режиссёрам. Ведь хореография не ограничивается одними лишь поставленными танцами. И я благодарна режиссёрам, в частности Роману, за то, что всегда случается именно командная работа, совместное творчество», — говорит хореограф Виктория Хорошавцева.

Так, каждый член творческой постановочной команды ГИТИСа смог вложить в спектакль что-то своё, раскрыть историю Александра Пушкина, расставив нужные смысловые акценты.

«Мне всегда нравится индивидуальная составляющая при работе над чем-либо. Тогда возникает элемент сотворчества, что я очень ценю. Какая бы ни была идея, вещая её только со своей колокольни, слишком легко уйти в плоский угол. В этом плане мне очень повезло», — отмечает режиссёр Роман Охлопков.

Большую роль, как признаётся режиссёр, в формировании его мировоззрения, сыграл мастер Михаил Левитин. Его заветы помогали Роману и при постановке «Медной бабушки».

«Я благодарен своему мастеру Михаилу Захаровичу Левитину. Он нам как-то сказал на первом курсе: „Если сможете оправдать мою форму, то сможете играть всё“. Не знаю, насколько я могу её оправдать на сей день, но с годами вникания в простую и в то же время сложную форму мастера поневоле приобретаешь внутреннюю лёгкость, чувство композиции, мелодику текста и, конечно, закал, так как на заочной форме обучения тебя будто холодной водой обливают и в короткие сроки нужно сделать достаточно объёмное количество работы», — рассказывает Роман.

Новый спектакль рождался в сотворчестве команды ГИТИСа и артистов Донского театра драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской. Между постановщиками и актёрами возникли тёплые дружеские отношения, а все репетиции проходили в творческой атмосфере.

«Актёры в Новочеркасске прекрасные, открытые и трудолюбивые. Мне кажется, что сам процесс постановки проходил очень честно и качественно, надеюсь, что зритель сможет это увидеть и почувствовать!» — делится хореограф Виктория Хорошавцева.

«Отношения с актёрами у нас были доверительные. Для начала мне их нужно было успокоить. Всё-таки играть на сцене исторические личности — огромная ответственность. После читки я рассказал о некоторых аспектах режиссёрской экспликации, которые бы им помогли погрузиться в процесс с более человеческой стороны. Это требовалось для обострения конфликта. А далее, погружаясь в письма, дневники или воспоминания, мы касались уже и других аспектов личности персонажей», — отмечает режиссёр Роман Охлопков.

Итог работы был хорошо встречен зрителями и получил высокую оценку от администрации театра. Творческая постановочная команда ГИТИСа смогла принести новое, молодое видение истории и театра в целом.

«Большим плюсом работы с командой ГИТИСа стало знакомство с молодой режиссурой, с тем, как молодые люди сегодня видят театр и театральный процесс. На мой взгляд, взаимодействие между постановщиками и артистами театра было взаимообогащающим. Проведена творческая работа: постановочная группа стремилась использовать новые подходы, на что труппа реагировала очень положительно. Все работали, были вовлечены в процесс, в этом смысле всё прошло замечательно. Спектакль состоялся. Все отмечают хорошую форму, в которой сделан спектакль. В этом заслуга художника спектакля и, конечно же, режиссёра, который эту форму освоил. Всё выдержано в единой стилистике», — подытоживает директор театра Роман Родницкий.

Фото: Сергей Лозовский